МААМ-картинки

Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи (5 фото)

Цеканаускайте Дайва
Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). У дошкольников с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха, звукопроизношения и восприятия, запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Данный процесс замедляется, так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Формирование коммуникативной деятельности у детей с ОНР является одной из главных задач образовательных организаций по коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками, так как результативность и качество процесса общения в большой степени зависят от уровня коммуникативных умений субъекта общения.

Наличие коммуникативных умений обеспечивает полноценное речевое общение.

Важнейшим условием формирования коммуникативных умений у детей с ОНР является обеспечение речевой активности. Речевая активность детей с ОНР имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, что определяется, прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и речевого развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и упражнениям.

Речевая активность детей с ОНР достигается созданием развивающей среды в помещении и на участке. Создание среды - необходимое условие для решения многих задач воспитания и развития ребенка. Среда представляет совокупность предметных структур и взаимодействий, в результате которых реализуются деятельность и ролевое поведение индивида. Среду следует рассматривать как систему, включающую разнообразные взаимосвязи общего и личностного характера.

Через среду воспитания, развития происходит адаптация личности к жизненным обстоятельствам. Особое значение имеют характер и содержание среды, наполненной нравственно-этическими, художественно-эстетическими, познавательными ценностями, ценностями здорового образа жизни. Наполняясь таким содержанием, среда окружает, пронизывает, вовлекает в разные виды деятельности ребенка, удовлетворяет его потребности, делает деятельность дошкольника в разных ситуациях более эффективной, помогает установлению контакта с людьми, преобразованию внешнего окружения, самого себя, выработке активной позиции к своему здоровью. Можно выделить творческую, познавательную, художественную и двигательную среды.

Поговорим о двигательно-коммуникативной среде. Двигательно-коммуникативная среда предполагает правильный подбор и рациональное размещение оборудования, материалов и пособий:

- рационально включать пособия и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, мишени, кегли и т. д.);

- использовать нетрадиционное двигательное оборудование.

В процессе работы с двигательным оборудованием от детей требуется согласованность не только двигательных, но и речевых действий, а также договоренность между собой. В связи с этим двигательно-коммуникативная среда, наполняясь нетрадиционным двигательным оборудованием, побуждает детей с общим недоразвитием речи к двигательной и коммуникативно-речевой активности.

Что же такое нетрадиционное двигательное оборудование? В нашем случае это авторское видение структурных компонентов оборудования, их комбинирование, которое поддерживает двигательную потребность, побуждает к активному выполнению движений, усиливает собственную позицию ребенка и актуализирует общение со сверстниками и взрослыми.

Цель нетрадиционного двигательного оборудования: побудить детей выполнять все основные виды движений в игровой форме, а также проявлять речевую активность, демонстрируя свои коммуникативные умения и достижения. Нетрадиционное двигательное оборудование предназначено для детей в возрасте от 3 до 7 лет и может быть использовано для детей с ОНР в помещении и на прогулке в любое время года.

Нетрадиционное двигательное оборудование может быть предназначено для индивидуальной работы с одним ребенком и для подгруппового использования - для организации и проведения.

Как пример нетрадиционного двигательного оборудования, можно использовать шарики для сухого бассейна.

«Массаж шариками»

Перекатывание шариком от плеча к ладоням и обратно, прокатывание шарика по животу, ногам.

«Ворота»

Сидя на полу прокатывать шарик под согнутыми ногами в коленях.

«Кто больше?»

Набрать и удержать в руках как можно больше шариков.

Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.

«Ловкие ножки»

Дети сидят на полу и стараются ногами поднять шарик.

Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.

«Кто больше»

Шарики разбросаны по группе. У детей в руках пластмассовые ведерки или корзинки. Побеждает тот, кто за определенное время соберет больше всех шариков.

«Кто быстрее передаст шарики»

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные шариками из сухого бассейна. В конце шеренг - пустые корзины. По сигналу воспитателя дети начинают передавать друг другу по одному шарику, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.

«Забей в ворота мяч»

Дети с помощью разных предметов (клюшки, гимнастической палки и т. д.) стараются с определенного расстояния забить мяч в ворота (в качестве ворот можно использовать мягкие модули или перекладины).

«Кто точнее»

Дети делятся на две команды. Каждая команда берет шарики определенного цвета. Получается команда Синих и команда Красных (Желтых и Зеленых). Дети по очереди (по одному игроку от каждой команды) прокатывают шарики вперед из положения, стоя, стараясь попасть в арку. Побеждает та команда, у которой будет больше точных попаданий.

«Сбей цель»

Игра проводится по типу игры в кегли. На определенном расстоянии устанавливается цель (кегля, игрушка, мяч и т. д.). Ребенок толкает шарик таким образом, чтобы он, прокатившись по полу, попал в цель и сбил ее.

«Меткий стрелок»

Метание шаров в вертикальную и горизонтальную цель.

«Догони шарик»

Воспитатель бросает на пол столько шариков, сколько детей в группе, и предлагает им бегом догнать каждый свой шарик. Когда дети догонят шарики, они строятся в колонну по одному и с шариками в руках идут по кругу (3 круга).

«Поймай шарик»

Подбросить шарик над головой, хлопнуть в ладоши, поймать его.

«Линии из шариков»

Дети выкладывают линии из шариков, а затем перешагивают через них.

«Покружимся вместе с шариками»

Игра на восстановление дыхания. Дети с шариками в руках кружатся в правую и в левую сторону (по 2 раза в каждую сторону).

Нетрадиционное двигательное оборудование помогает детям добиться высоких результатов: расширяется двигательный опыт, совершенствуются движения, развиваются физические качества воспитанников. В результате использования нетрадиционного оборудования двигательная деятельность может стать для дошкольников любимой, дети становятся более самостоятельными, общительными, у них повышается творческий и познавательный потенциал, формируются коммуникативные умения. Ребенок с помощью двигательно-коммуникативной среды осваивает способы установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Литература:

1. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.

2. Дзюба О. В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 13-18.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2008. 128 с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007. 224 с.

5. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты / О. В. Дыбина, О. П. Болотникова, А. Ю. Козлова, Е. А. Сидякина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 220-223.

6. Ошкина А. А. Двигательная среда как фактор оздоровления дошкольников в рамках здоровьесберегающих технологий // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 68-70.

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Бартошевич Т. И. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / под ред. О. В. Дыбиной. М., 2011. 64 с.

Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи далее ОНР У дошкольников с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха звукопроизношения и восприятия запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи Данный процесс замедляется так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально волевой сферы Наличие коммуникативных умений обеспечивает полноценное речевое общение
Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 19:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Цеканаускайте Дайва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД