Цеканаускайте Дайва
Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). У дошкольников с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха, звукопроизношения и восприятия, запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Данный процесс замедляется, так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Формирование коммуникативной деятельности у детей с ОНР является одной из главных задач образовательных организаций по коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками, так как результативность и качество процесса общения в большой степени зависят от уровня коммуникативных умений субъекта общения.
Наличие коммуникативных умений обеспечивает полноценное речевое общение.
Важнейшим условием формирования коммуникативных умений у детей с ОНР является обеспечение речевой активности. Речевая активность детей с ОНР имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, что определяется, прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и речевого развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и упражнениям.
Речевая активность детей с ОНР достигается созданием развивающей среды в помещении и на участке. Создание среды - необходимое условие для решения многих задач воспитания и развития ребенка. Среда представляет совокупность предметных структур и взаимодействий, в результате которых реализуются деятельность и ролевое поведение индивида. Среду следует рассматривать как систему, включающую разнообразные взаимосвязи общего и личностного характера.
Через среду воспитания, развития происходит адаптация личности к жизненным обстоятельствам. Особое значение имеют характер и содержание среды, наполненной нравственно-этическими, художественно-эстетическими, познавательными ценностями, ценностями здорового образа жизни. Наполняясь таким содержанием, среда окружает, пронизывает, вовлекает в разные виды деятельности ребенка, удовлетворяет его потребности, делает деятельность дошкольника в разных ситуациях более эффективной, помогает установлению контакта с людьми, преобразованию внешнего окружения, самого себя, выработке активной позиции к своему здоровью. Можно выделить творческую, познавательную, художественную и двигательную среды.
Поговорим о двигательно-коммуникативной среде. Двигательно-коммуникативная среда предполагает правильный подбор и рациональное размещение оборудования, материалов и пособий:
- рационально включать пособия и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, мишени, кегли и т. д.);
- использовать нетрадиционное двигательное оборудование.
В процессе работы с двигательным оборудованием от детей требуется согласованность не только двигательных, но и речевых действий, а также договоренность между собой. В связи с этим двигательно-коммуникативная среда, наполняясь нетрадиционным двигательным оборудованием, побуждает детей с общим недоразвитием речи к двигательной и коммуникативно-речевой активности.
Что же такое нетрадиционное двигательное оборудование? В нашем случае это авторское видение структурных компонентов оборудования, их комбинирование, которое поддерживает двигательную потребность, побуждает к активному выполнению движений, усиливает собственную позицию ребенка и актуализирует общение со сверстниками и взрослыми.
Цель нетрадиционного двигательного оборудования: побудить детей выполнять все основные виды движений в игровой форме, а также проявлять речевую активность, демонстрируя свои коммуникативные умения и достижения. Нетрадиционное двигательное оборудование предназначено для детей в возрасте от 3 до 7 лет и может быть использовано для детей с ОНР в помещении и на прогулке в любое время года.
Нетрадиционное двигательное оборудование может быть предназначено для индивидуальной работы с одним ребенком и для подгруппового использования - для организации и проведения.
Как пример нетрадиционного двигательного оборудования, можно использовать шарики для сухого бассейна.
«Массаж шариками»
Перекатывание шариком от плеча к ладоням и обратно, прокатывание шарика по животу, ногам.
«Ворота»
Сидя на полу прокатывать шарик под согнутыми ногами в коленях.
«Кто больше?»
Набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.
«Ловкие ножки»
Дети сидят на полу и стараются ногами поднять шарик.
Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.
«Кто больше»
Шарики разбросаны по группе. У детей в руках пластмассовые ведерки или корзинки. Побеждает тот, кто за определенное время соберет больше всех шариков.
«Кто быстрее передаст шарики»
Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные шариками из сухого бассейна. В конце шеренг - пустые корзины. По сигналу воспитателя дети начинают передавать друг другу по одному шарику, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.
«Забей в ворота мяч»
Дети с помощью разных предметов (клюшки, гимнастической палки и т. д.) стараются с определенного расстояния забить мяч в ворота (в качестве ворот можно использовать мягкие модули или перекладины).
«Кто точнее»
Дети делятся на две команды. Каждая команда берет шарики определенного цвета. Получается команда Синих и команда Красных (Желтых и Зеленых). Дети по очереди (по одному игроку от каждой команды) прокатывают шарики вперед из положения, стоя, стараясь попасть в арку. Побеждает та команда, у которой будет больше точных попаданий.
«Сбей цель»
Игра проводится по типу игры в кегли. На определенном расстоянии устанавливается цель (кегля, игрушка, мяч и т. д.). Ребенок толкает шарик таким образом, чтобы он, прокатившись по полу, попал в цель и сбил ее.
«Меткий стрелок»
Метание шаров в вертикальную и горизонтальную цель.
«Догони шарик»
Воспитатель бросает на пол столько шариков, сколько детей в группе, и предлагает им бегом догнать каждый свой шарик. Когда дети догонят шарики, они строятся в колонну по одному и с шариками в руках идут по кругу (3 круга).
«Поймай шарик»
Подбросить шарик над головой, хлопнуть в ладоши, поймать его.
«Линии из шариков»
Дети выкладывают линии из шариков, а затем перешагивают через них.
«Покружимся вместе с шариками»
Игра на восстановление дыхания. Дети с шариками в руках кружатся в правую и в левую сторону (по 2 раза в каждую сторону).
Нетрадиционное двигательное оборудование помогает детям добиться высоких результатов: расширяется двигательный опыт, совершенствуются движения, развиваются физические качества воспитанников. В результате использования нетрадиционного оборудования двигательная деятельность может стать для дошкольников любимой, дети становятся более самостоятельными, общительными, у них повышается творческий и познавательный потенциал, формируются коммуникативные умения. Ребенок с помощью двигательно-коммуникативной среды осваивает способы установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Литература:
1. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.
2. Дзюба О. В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 13-18.
3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2008. 128 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007. 224 с.
5. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты / О. В. Дыбина, О. П. Болотникова, А. Ю. Козлова, Е. А. Сидякина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 220-223.
6. Ошкина А. А. Двигательная среда как фактор оздоровления дошкольников в рамках здоровьесберегающих технологий // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 68-70.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Бартошевич Т. И. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / под ред. О. В. Дыбиной. М., 2011. 64 с.