МААМ-картинки

Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи (5 фото)

Цеканаускайте Дайва
Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). У дошкольников с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха, звукопроизношения и восприятия, запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Данный процесс замедляется, так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Формирование коммуникативной деятельности у детей с ОНР является одной из главных задач образовательных организаций по коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками, так как результативность и качество процесса общения в большой степени зависят от уровня коммуникативных умений субъекта общения.

Темочки:

Наличие коммуникативных умений обеспечивает полноценное речевое общение.

Важнейшим условием формирования коммуникативных умений у детей с ОНР является обеспечение речевой активности. Речевая активность детей с ОНР имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, что определяется, прежде всего, индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и речевого развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и упражнениям.

Речевая активность детей с ОНР достигается созданием развивающей среды в помещении и на участке. Создание среды - необходимое условие для решения многих задач воспитания и развития ребенка. Среда представляет совокупность предметных структур и взаимодействий, в результате которых реализуются деятельность и ролевое поведение индивида. Среду следует рассматривать как систему, включающую разнообразные взаимосвязи общего и личностного характера.

Через среду воспитания, развития происходит адаптация личности к жизненным обстоятельствам. Особое значение имеют характер и содержание среды, наполненной нравственно-этическими, художественно-эстетическими, познавательными ценностями, ценностями здорового образа жизни. Наполняясь таким содержанием, среда окружает, пронизывает, вовлекает в разные виды деятельности ребенка, удовлетворяет его потребности, делает деятельность дошкольника в разных ситуациях более эффективной, помогает установлению контакта с людьми, преобразованию внешнего окружения, самого себя, выработке активной позиции к своему здоровью. Можно выделить творческую, познавательную, художественную и двигательную среды.

Поговорим о двигательно-коммуникативной среде. Двигательно-коммуникативная среда предполагает правильный подбор и рациональное размещение оборудования, материалов и пособий:

- рационально включать пособия и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, мишени, кегли и т. д.);

- использовать нетрадиционное двигательное оборудование.

В процессе работы с двигательным оборудованием от детей требуется согласованность не только двигательных, но и речевых действий, а также договоренность между собой. В связи с этим двигательно-коммуникативная среда, наполняясь нетрадиционным двигательным оборудованием, побуждает детей с общим недоразвитием речи к двигательной и коммуникативно-речевой активности.

Что же такое нетрадиционное двигательное оборудование? В нашем случае это авторское видение структурных компонентов оборудования, их комбинирование, которое поддерживает двигательную потребность, побуждает к активному выполнению движений, усиливает собственную позицию ребенка и актуализирует общение со сверстниками и взрослыми.

Цель нетрадиционного двигательного оборудования: побудить детей выполнять все основные виды движений в игровой форме, а также проявлять речевую активность, демонстрируя свои коммуникативные умения и достижения. Нетрадиционное двигательное оборудование предназначено для детей в возрасте от 3 до 7 лет и может быть использовано для детей с ОНР в помещении и на прогулке в любое время года.

Нетрадиционное двигательное оборудование может быть предназначено для индивидуальной работы с одним ребенком и для подгруппового использования - для организации и проведения.

Как пример нетрадиционного двигательного оборудования, можно использовать шарики для сухого бассейна.

«Массаж шариками»

Перекатывание шариком от плеча к ладоням и обратно, прокатывание шарика по животу, ногам.

«Ворота»

Сидя на полу прокатывать шарик под согнутыми ногами в коленях.

«Кто больше?»

Набрать и удержать в руках как можно больше шариков.

Усложнение: собирать только шарики определенного цвета.

«Ловкие ножки»

Дети сидят на полу и стараются ногами поднять шарик.

Усложнение: поднять только шарики указанного цвета или же определенное количество шариков.

«Кто больше»

Шарики разбросаны по группе. У детей в руках пластмассовые ведерки или корзинки. Побеждает тот, кто за определенное время соберет больше всех шариков.

«Кто быстрее передаст шарики»

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные шариками из сухого бассейна. В конце шеренг - пустые корзины. По сигналу воспитателя дети начинают передавать друг другу по одному шарику, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.

«Забей в ворота мяч»

Дети с помощью разных предметов (клюшки, гимнастической палки и т. д.) стараются с определенного расстояния забить мяч в ворота (в качестве ворот можно использовать мягкие модули или перекладины).

«Кто точнее»

Дети делятся на две команды. Каждая команда берет шарики определенного цвета. Получается команда Синих и команда Красных (Желтых и Зеленых). Дети по очереди (по одному игроку от каждой команды) прокатывают шарики вперед из положения, стоя, стараясь попасть в арку. Побеждает та команда, у которой будет больше точных попаданий.

«Сбей цель»

Игра проводится по типу игры в кегли. На определенном расстоянии устанавливается цель (кегля, игрушка, мяч и т. д.). Ребенок толкает шарик таким образом, чтобы он, прокатившись по полу, попал в цель и сбил ее.

«Меткий стрелок»

Метание шаров в вертикальную и горизонтальную цель.

«Догони шарик»

Воспитатель бросает на пол столько шариков, сколько детей в группе, и предлагает им бегом догнать каждый свой шарик. Когда дети догонят шарики, они строятся в колонну по одному и с шариками в руках идут по кругу (3 круга).

«Поймай шарик»

Подбросить шарик над головой, хлопнуть в ладоши, поймать его.

«Линии из шариков»

Дети выкладывают линии из шариков, а затем перешагивают через них.

«Покружимся вместе с шариками»

Игра на восстановление дыхания. Дети с шариками в руках кружатся в правую и в левую сторону (по 2 раза в каждую сторону).

Нетрадиционное двигательное оборудование помогает детям добиться высоких результатов: расширяется двигательный опыт, совершенствуются движения, развиваются физические качества воспитанников. В результате использования нетрадиционного оборудования двигательная деятельность может стать для дошкольников любимой, дети становятся более самостоятельными, общительными, у них повышается творческий и познавательный потенциал, формируются коммуникативные умения. Ребенок с помощью двигательно-коммуникативной среды осваивает способы установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Литература:

1. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.

2. Дзюба О. В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 13-18.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2008. 128 с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007. 224 с.

5. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста : понятие, принципы, компоненты / О. В. Дыбина, О. П. Болотникова, А. Ю. Козлова, Е. А. Сидякина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 220-223.

6. Ошкина А. А. Двигательная среда как фактор оздоровления дошкольников в рамках здоровьесберегающих технологий // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 68-70.

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Бартошевич Т. И. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / под ред. О. В. Дыбиной. М., 2011. 64 с.

Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи далее ОНР У дошкольников с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха звукопроизношения и восприятия запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи Данный процесс замедляется так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально волевой сферы Конспекты коррекционных занятий Работа с особыми детьми ОВЗ Социализация
Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 19:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Цеканаускайте Дайва (УИ 131977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД