Валентина Ивановна
Формирование интереса к народной культуре у дошкольников посредством музея народной игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
Музей – это смесь искусства и истории,
документа и романа, которая посылает нам
через многие годы луч света и доносит
уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка. Задача дошкольного учреждения знакомить детей с историей, искусством на доступном для них уровне, воспитать созидателей, проявляющих интерес к народной культуре, которая способствует формированию собственной личностной культуры, воспитанию патриотов.
Публикация «Формирование интереса к народной культуре у дошкольников посредством музея народной игрушки» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Основная задача отечественной педагогики сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути для всестороннего развития детей дошкольного возраста, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему дошкольного образования.
Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности в ее собственной эволюции (А. В. Бакушинский); предполагает не столько рационально-логическое, сколько эмоционально-образное познание жизни; выступает средством освоения и выражения социокультурного опыта (В. С. Мухина); вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает самую возможность создания художественного образа как «эстетического обобщения» и пробуждает «эстетическую позицию», вызывает эмоциональный отклик.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, позитивные идеи.
Особая роль в процессе воспитания интереса к народной культуре принадлежит музеям игры и игрушки, специально изучающим и формирующим игровую культуру в целом, хранящим и популяризующим лучшие образцы народных игрушек и игр разных эпох и народов. Народная игрушка рассматривается как гармоничный и целостный мир народной культуры, доступный для осмысленного освоения детьми на всех уровнях (восприятие – исполнительствo – творчество).
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Не каждый детский сад обладает территориальными ресурсами для создания музея. Оптимальным для дошкольных учреждений является мини-музей. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Библиографический список:
1. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. Мир музея. - 2005.
2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Мини-музей в детском саду. — М. : Линка-пресс, 2008.
3. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей : Учебное пособие по музейной педагогике. — М. : Изд-во РИК, 2001.
4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
5. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // СПб., 2005г.
6. Чумалова Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения /– М., 2001
7. Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики.