Ольга Мокеева
Формирование информационной компетентности современного воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития человеческого общества возрастает значение информационных и коммуникационных технологий, увеличение объемов информации, появление высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования. В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации уделяется большое значение.
Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ, но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности.
Публикация «Формирование информационной компетентности современного воспитателя» размещена в разделах
В настоящее время существует несколько определений термина “профессиональная компетентность”. Одно из них - «профессиональная компетентность" - способность педагога к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности.
Компетентность – это качество личности, необходимое для плодотворной и эффективной деятельности в определённой области.
Профессиональная компетентность – понятие многогранное. В частности, А. С. Белкин определяет около 70 компетентностей педагога. Из нескольких компетенций педагога на современном уровне развития образования складывается информационная компетентность (ИК).
Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность».
Основными элементами процесса формирования ИК являются:
• умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
• умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на занятии;
• умение создавать презентации;
• умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц;
• умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
• умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
• умение использовать компьютерное тестирование;
• умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности воспитателя. Субъективная сторона ИК определяется индивидуальностью воспитателя и особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.
Формирование ИК воспитателя предполагает:
- освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
- развитие коммуникативных способностей воспитателя;
- умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.
В составе ИК воспитателя можно выделить четыре составляющие:
· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;
· когнитивную - наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;
· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;
· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.
Формирование ИК воспитателя является важной составляющей его профессионализма. Целостное и системное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в воспитательной работе, целенаправленно и системно развивать воспитанников.