Юлия Костина
Формирование и укрепление физического развития ребенка средствами хореографии
Проблема по формированию и укреплению физического здоровья ребенка очень актуальна и заключается в снижении мотивационного уровня детей к физкультурно-спортивной деятельности. На повышение мотивации в данном случае может оказывать существенное влияние хореографическая деятельность, а именно, танец. Искусство танца - средство развития в маленьком человеке почвы для раскрытия потенциальных возможностей, в том числе, физических.
Публикация «Формирование и укрепление физического развития ребенка средствами хореографии» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Хореография - это своего рода органическое соединение музыки, игры, двигательного воображения, фантазии, и отображение этого всего в четком готовом продукте - танце. Занятия хореографией, помимо положительных эмоций, дают ребенку уверенность, раскрепощают его, способствуя гармоничному развитию личности и формированию хороших физических данных.
В системе физического воспитания ребенка нужно сформировать первостепенные задачи: базу разнообразных движений; правильную осанку; умение создавать двигательные образы; мастерство в выражении жестов и двигательного воображения, фантазии и т. д. Включение танцевальных элементов на занятиях физической культурой оказывает положительное влияние на формирование физического развития ребенка и красоту тела. Ведь во время танцевальной разминки и самого танца задействованы все группы мышц, что является эффективным способом формирования культуры движений, совершенствования осанки и фигуры, исправления походки, предупреждения плоскостопия и др.
Чтобы подготовиться к танцевальной деятельности, проводится разминка, включающая комплекс различных упражнений, которые и применяются нами. Так, например, на предупреждение плоскостопия можно задействовать ходьбу на подошвенных частях стопы и легкий бег; на укрепление мышц спины и формированию правильной осанки - упражнения с гимнастической палкой, аэробные упражнения со скакалкой; на формирование гибкости и пластичности - упражнения на растяжку (”бабочка”, “кошка”, “лягушка”,”лодочка” и т. д). При проведении комплекса упражнений существует важное правило: выполнять упражнения правильно и повышать нагрузку постепенно. Нужно всегда руководствоваться тем, что лучше сделать правильно одно эффективное движение, чем целый комплекс бесполезных.
Итак, нами используется следующий комплекс разминочных упражнений:
1. Ходьба на носках и пятках, на наружней и внешней сторонах стопы и легкий бег (3-5 мин.);
2. Передвижение на приседе (”гусиный шаг”, опираясь ладошами о колени (1 мин.);
3. Передвижение с упором на руки и ноги, с отрывом туловища от пола (2 мин.);
4. Поскоки на обеих ногах и с высоким поочередным подниманием колена (2-3 мин.);
5. Стоя прямо (ноги на ширине плеч) держать гимнастическую палку горизонтально полу и, поднимаясь на носки, одновременно поднимать палку над головой на вытянутых руках, и возвращаться в исходное положение. (10-12 раз);
6. Приседать с гимнастической палкой на вытянутых руках. (6-8 раз);
7. Поднимание палки вверх и опускание ее за головой под счет. И. п. -палку держать у груди. (8-10 раз);
8. И. п. -палка на плечах. Выполнение поворотов туловища вправо-влево (8-10раз);
9. И. п. -палка на плечах. Выполнение наклонов туловища вперед-назад (8-10 раз);
10. И. п. - руки вытянуты вперед. Выполнение выпадов вперед поочередно на одну и другую ногу, постоянно возвращаясь в исходную позицию, где ноги вместе (8-10 раз);
11. И. п. - руки вытянуты вперед. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую в приседе (6-8 раз);
12. Ходьба, дыхательная гимнастика (3-5 мин.)
Для укрепления мышц стопы проводим катание по полу гимнастической палки
подошвой стоп, ходьба по ней от края до края боковыми шагами и вдоль.
Также, чтобы добиться от детей большей гибкости, широко используются в разминке:
упражнения на растяжку:
1. Упражнение “Кошка” :
И. п. -упор на коленях, на 1-2-спину прогнуть (голова держать наверху,
на 3-4- спину выгнуть (голову опустить вниз);
2. Упражнение “Бабочка” :
И. п. - сесть на пол, ноги согнуть в коленях и развести в стороны, стопы соединить. На 1-3 - опираясь на колени руками прижать ноги к полу; на 4 - вернуться в и. п. ;
3. Упражнение “Лодочка” :
И. п - лечь на пол лицом вниз, руки вытянуть вверх над головой,
на1-2-поднимание рук и ног вверх одновременно, с подниманием головы вверх,
на 3-4 вернуться в исходное положение.
Упражнения и прыжки со скакалкой способствуют укреплению мышц всего тела и оказывает хорошее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Кроме этого, при выполнении упражнений со скакалкой улучшается прыгучесть и координация движений, что необходимо в танцевальной деятельности.
Подводя итог, хочется отметить, что средства хореографии, применяемые на занятиях - это методика, которая облагораживает все группы мышц, обеспечивающая гармоничное физическое и психическое развитие личности ребенка.