Александр Владимирович Гришин
Формирование и укрепление адаптационных механизмов у детей дошкольного возраста в структуре ранней комплексной профилактики
▼ Скачать + Заказать документы
По предупреждению нарушений развития у детей, отдельно стоит задача по формированию и укреплению адаптационных механизмов у детей дошкольного возраста. Существует несколько направлений, главными из которых являются:
— организация двигательной активности;
— стимуляция формирования речевой деятельности;
— формирование коммуникативной деятельности. Для организации двигательной активности используется кинезитерапия, или методики психолого-педагогической направленности: «терапия движением», которая использует разные игры и игровые упражнения, предполагающие чередование разных видов двигательной активности детей, работу над адаптацией в процессе развития мелкой и крупной моторики:
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
— игра «Ладошки»: в начале игры воспитатель спрашивает у детей, есть ли у них ладошки и просит:
«Покажите ладошки, похлопайте ладошками!», дети выполняют движения, затем воспитатель читает текст:
Покажи их поскорей, Хлопай, хлопай веселей! Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Дети показывают ладошки, хлопают и говорят: Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Этими ладошками Похлопаем немножко. Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп!
Дети идут по группе, хлопают в ладошки и говорят: Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп! Спрятались ладошки! Ой-ой-ой!
Дети останавливаются, ладошки сжимают в кулачок, качают головой и говорят: Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Кулачок скорей открой, Покажи ладошки! Этими ладошками Похлопаем немножко!
Дети показывают ладошки, хлопают и говорят: Хлоп-хлоп-хлоп! Топ-топ-топ! Дети идут по группе, топают ножками и говорят: Топ-топ! — игры на двигательное взаимодействие и эмоциональное сближение детей друг с другом и воспитателем
— «Давайте познакомимся!»,
«Лови-лови!»,
«Кто в домике живет?»,
«Расскажи стихи руками»,
«Найди и изобрази игрушку»,
«Чьи вещи — покажи, не говори»,
«Как пройти?»,
которые способствуют усвоению элементарных правил поведения, знакомству детей друг с другом, запоминанию имен друг друга, помогают осваивать новое пространство, то есть предметно-развивающую среду группы;
— игры типа «Найди игрушку», способствующие более быстрому запоминанию окружающей пространственной среды: приемная, групповая, спальня, персонал детского сада и сверстников;
— для поднятия эмоционального тонуса детей используются игры, действующими лицами в которых являются сюжетно-образные игрушки, а ребенок должен не только имитировать и воспроизвести характерное для них движение, но и озвучить голосом крик животного или птицы; дети поют песенку-потешку, кормят его крошками «не понарошку», а «по-настоящему»; — включение в игры элементов танцевальных движений и упражнений, которые способствуют раскрепощению ребенка, дают возможность выплеснуть отрицательные эмоции и стать более открытым. Разработка и проведение кинезитерапии в детском возрасте требует творческого сотрудничества психологов и музыкальных руководителей ДОО. В связи с этим использование музыкотерапии в кинезитерапии для устранения нарушений адаптации и при нервно-психических заболеваниях оправдано и перспективно, так как способность музыки оказывать выраженное эмоционально стрессовое воздействие на движущего человека соответствует онтогенетическому принципу детской психотерапии. Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей в процессе их адаптации к ДОО предполагает:
— развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям;
— развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм. Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотнесения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности в общении детей со сверстниками и взрослым и происходит при переходе от пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Задачи воспитателя в процессе адаптации детей к условиям детского сада на основе стимуляции речевого развития:
— применение приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, умывания, кормления и пр. ;
— речь воспитателя не должна быть стереотипной, например: фразу «Пошли мыть руки» лучше заменить другими вариантами: «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. ; — воспитатель должен обращать внимание на реализацию всех функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности в саду;
— достигнуть, чтобы речь стала средством активизации речевой деятельности детей и организации их поведения; — речь воспитателя по своей форме и значению должна как ограничивать действия детей («Так мы не будем делать»
— эквивалент «Нет, нельзя», так и побуждать к действиям, совмещаться с действием и завершать их («Будем одеваться» — «Одеваемся»
— «Оделись»); — добиться адекватного выполнения действий детьми, что будет указывать на правильное восприятие и понимание обращенной речи. Таким образом, воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи — регулирующей и планирующей. Все это переключает детей от пассивной к активной адаптации. Дополнительные специфические приемы, помогающие процессу адаптации детей к ДОО на занятиях по развитию речи (С. А. Миронова):
— показ и рассматривание предмета (то, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения);
— выполнение действий с предметом (выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, это способствует развитию игры детей, их взаимоотношений и общения);
— обращение к детям с просьбами и поручениями, что помогает сформировать у них ориентацию в окружающем мире, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому, приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, выстраивая общение детей друг с другом в любых условиях;
— использование приема «вопросы — ответы» для активизации речи детей, то есть побуждение детей к усвоению правил диалогического общения и развитие умения слушать обращенную речь взрослого или сверстника;
— создание непринужденной обстановки в группе, используя опосредованное общение через игрушку для развития вербальной и невербальной коммуникации, снятия страхов несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», а также повышения познавательного интереса детей;
— многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий для формирования стереотипов поведения, так как это:
• привлекает детей к выполнению правил и образцов;
• приводит к непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях;
• формирует у ребенка произвольную регуляцию деятельности и поведения; • оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности и выполненных операций.