Виктория
Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей. Причины, вызвавшие эти состояния
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Публикация «Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей, Причины, вызвавшие эти состояния» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства, поведение. так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Для преодоления этих трудностей в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, представляющих собой отношения человека к окружающему и к тому, что с ним происходит. Основой возникновения эмоций являются потребности и мотивы человека.
Эмоциональность составляет одну из сторон темперамента человека, т. е. в значительной степени определяется наследственными и врожденными предпосылками. В то же время эмоциональная сфера динамична. Она развивается, созревает, а затем может претерпевать значительные изменения в течение жизни. При этом огромное значение для формирования эмоциональной индивидуальности человека имеет ранний эмоциональный опыт и семейное воспитание.
Эмоции сами могут являться мощными регуляторами нашего поведения и деятельности. Поэтому так важна для человека способность владеть ими. Старший дошкольный возраст – период активного созревания произвольности. Это сензитивный период для развития саморегуляции эмоционального состояния ребенка.
Для детей в данном случае важна наработка полезных и приемлемых способов поведения в различных эмоциональных состояниях.
Для того чтобы осознавать свои эмоциональные состояния, ребенку, прежде всего, необходимы знания о различных эмоциональных переживаниях и о причинах, их вызывающих. Таким образом, через знакомство с основными эмоциями и эмоциональными состояниями, такими как радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление, чувство стыда, чувство обиды, чувство гордости, смущение, спокойное состояние, я формирую у ребенка когнитивную составляющую эмоционально-волевой саморегуляции. В процессе такого знакомства у старших дошкольников расширяются знания об эмоциональной сфере человека, обогащается эмоциональный словарь, расширяются и закрепляются умения узнавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям, продолжает развиваться способность понимать причины поведения людей, предвидеть социальные последствия тех или иных событий, т. е. развивается социальный интеллект. Это происходит, например, за счет рассказа или показа с помощью кукол историй и сказок, а затем обсуждения с детьми эмоциональных переживаний и поведения героев.
Также я развиваю рефлексивные способности детей, помогаю в осознании ими своего эмоционального опыта. Это может происходить как в беседах с детьми (например, за счет поиска ими в своем опыте переживаний аналогичных описанным в какой-либо истории, так и в процессе арт-терапевтических процедур, выполнения различных заданий и упражнений. Причем, принятие любых эмоциональных переживаний детей, является обязательным условием для развития рефлексивных способностей и способностей самоконтроля у детей. Однако, при этом важно формирование и закрепление у детей адекватных, полезных и социально приемлемых способов выражения своих эмоциональных переживаний, расширение арсенала приемлемых способов поведения, повышение поведенческой гибкости.
Овладение своими эмоциональными переживаниями на занятиях происходит в процессе ролевых игр, игр с правилами, арт-терапевтических процедур и бесед. Это осуществляю за счет трансляции и демонстрации позитивных способов поведения; за счет подкрепления, поощрения приемлемых форм поведения детей; закрепления у них полезных поведенческих проявлений в специально подобранных играх, введения определенных правил, ограничений на занятии и в игровом взаимодействии детей.
Нужно понимать, что совершенствование регуляции своего поведения – это процесс, требующий от детей значительных усилий. Поэтому они должны быть, прежде всего, замотивированы. Привлекательным для детей мотивом я считаю участие в совместных играх. Причем имеют значение, используемые мной, способы регулирования поведения детей, т. к. мой стиль поведения – образец для подражания детей. Предъявляемые мною требования соответствуют индивидуальным возможностям детей, т. е. они выполнимы.
Важным представляется также стимулирование в процессе проявления детьми позитивных социальных чувств (интереса друг к другу, сопереживания, сочувствия, радости за другого) и позитивных поведенческих реакций (оказание поддержки, помощи, желание защитить, уступить). Развитие богатства мимики, пантомимики, раскованности, выразительности эмоциональных проявлений детей является сопутствующим процессом.
Структура занятия обычно включает:
- вводную или разминочную часть (здесь, как и в конце занятия, могут часто использоваться игры-ритуалы);
- основную часть, раскрывающую тему занятия;
- завершающую часть.
Один из принципов обучения – разнообразие форм деятельности, чередование спокойных и подвижных игр и процедур на занятии.
На занятия-тренинги я приглашаю родителей. На занятиях они не зрители, а активные участники. После каждого занятия предлагаю родителям вместе с детьми выполнить домашнее задание по теме.
Критерии результативности:
- наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;
- рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;
- снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;
- позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.
Ожидаемый результат: позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
Критерии результативности:
- наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;
- рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;
- снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;
- позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.