Наталья Бубнова
Формирование групповых традиций, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое традиции?
В общепринятом понимании традиции часто рассматривается как «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды и т. п.
На традициях основан механизм социализации, поскольку предполагается процесс усвоения индивидом социокультурного опыта. У детей дошкольников. В совместных «творческих делах» создаются условия для сплочения коллектива: у детей формируется чувство единения с группой ровесников, углубляется представления и интерес к сверстнику как партнеру для общения и деятельности.
Пути формирования традиций.
Публикация «Формирование групповых традиций, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По степени целенаправленности: педагогический путь (целенаправленное формирование и поддержка ряда традиций) и их стихийное появление в детском сообществе.
По механизму появления: действенный способ (характерно для младших дошкольников (сопровождение утреннего приема детей ситуацией-эпизодом приветствия, ознакомительный способ, предусматривающий формирование представлений о традициях (истории праздников, обычаях) или какого-либо правила нормы (прощания, приветствия в разных ситуациях)
По степени обобщенности и близости к субкультуре: общепринятые (празднование дат, событий, детские ритуалы, характерные для данного возрастного периода (колыбельная для малышей) и т. д.
Варианты групповых традиций: по направленности.
Социальной ориентации- освоение ребенком социальных норм и правил.
Организационно-лимитирующей направленности- принятые приемы начало организованной образовательной деятельности (приход опред. сказочного персонажа, использование атрибутов).
Культурно-досуговой направленности- формирует культура досуга и деятельности; полезное времяпровождения в форме творческой гостинной, посещение социокультурных мероприятий и учреждений (театр, музей, библиотека).Особый интерес могут представлять традиции культурно-досуговой и творческо-продуктивной направленности, в которых используется потенциал художественного-эстетического творчества (украшение предметов, изготовление подарков именинникам, оформление группы к праздничным датам). Сложность творческой деятельности, коллективного творчества, «растянутость» ряда праздничных событий в течении года определяют трудности в формировании традиций.
Художественно-эстетическое творчество может выступать в качестве:
Активизатора - Появления или разворачивания традиций (например придумать герб группы).
Средства поддержки бытования - Систематическое изготовление своими руками сувениров к праздникам.
Средства присвоения информации - Осознание, понимания той или иной традиции.
Методические рекомендации
ЛОГИЧНОСТЬ ТРАДИЦИЙ. Логичность и естественность культивируемых традиций, поэтому при выборе традиций целесообразно идти от ребенка, детских интересов и возможностей.
МЕРА «УМЕСТНОСТИ». Не разрушающей собственно бытование традиций излишней дидактичностью, чрезмерной информацией, что достигается гибким педагогическим сопровождением.
ПОСИЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. Их близость опыту и субкультуре детей, опору на постепенно расширяющиеся представления и осваиваемые умения.
ВАРИАТИВНОСТЬ при цикличности и устойчивости традиций.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, направляющее на объединение детей, совместные творческие решения, самовыражение и осознание себя как части детского сообщества.