Лучший педагог года

Консультация «Применение современных технологий в работе с воспитанниками, способствующих их успешной социализации»

Лидия Канунникова
Консультация «Применение современных технологий в работе с воспитанниками, способствующих их успешной социализации»

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Они развиты, любознательны, умны, эрудированны, раскрепощенны, свободны, импульсивны, капризны, плаксивы, драчливы, агрессивны, педагогически запущенны, воспитываемые телевизором.

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но по нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.

Публикация «Консультация „Применение современных технологий в работе с воспитанниками, способствующих их успешной социализации“» размещена в разделах

Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.

Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников (в период с 3 до 7 лет) является социализация. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательнообразовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Социализация - процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.

Задачами социального развития дошкольников являются:

1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;

4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации :

- Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).

- Любовь к экспериментам.

- Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.

- Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.

- Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

- Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

Самую универсальную, комплексную технологию, на мой взгляд, в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева:

1. Клубный час.

2. Рефлексивный круг.

3. Ситуация месяца. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца».

4. «Проблемные педагогические ситуации»

5. Дети – волонтеры.

6. Социальная акция.

7. Волшебный телефон.

8. Развивающее обучение.

9. Технология включения родителей в образовательный процесс.

1. Клубный час

Позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по группе, территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится.

Цели клубного часа:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- формировать умение детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Заранее предварительно обсуждаются и определяются:

тематика «Клубных часов»,

Определяются правила поведения детей во время «Клубного часа»;

Правила клубного часа:

• Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

• Если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь.

• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

• Говори спокойно.

• Ходи спокойно.

• Возвращайся в группу по сигналу звонка.

• Если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

После завершения мероприятия все дети - участники с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности). После проведения каждого клубного часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

Типы Клубного часа:

1. Свободный КЧ, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

2. Деятельностный КЧ, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, (например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.);

3. Тематический КЧ, когда дети включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

4. Квест;

5. Музейный;

6. Творческий, дети подготовительной группы сами организуют деятельность во время «Клубного часа» для всех детей;

7. КЧ на улице;

8. Большая игра, когда присутствует персонаж с проблемой, и дети должны самостоятельно ему помощь.

2. Ежедневный рефлексивный круг (старшая и подготовительная группа)

«Рефлексивный круг - это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей. «Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Правила для детей:

- Говорит тот, у кого мяч

- Отвечает только на вопрос

- Нельзя повторять одно и то же

- Если воспитатель поднимает руку – тишина.

Правила для взрослого:

- Ни каких оценок (если не знаете, что сказать, а хочется сказать оценку, говорите о чувствах)

- Когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.

- В младшей группе проводиться с куклой на руке.

- Каждый круг заканчивается с вопросом для родителей (спроси у родителей зачем, и на следующий обязательно по интересоваться что ответили родители).

- Круг можно проводиться утром до завтрака или после.

Вот несколько примеров упражнений для рефлексивного круга в детском саду:

Творческий круг «Как я могу изменить мир к лучшему»

Цель: продолжать развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать позитивное отношение к другим людям, сплоченность группы.

Материал: колокольчик, «волшебные» очки.

Содержание

Дети сидят в кругу.

В о с п и т а т е л ь: Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться. и т. д. Молодцы!

Педагог показывает детям «волшебные» очки.

В о с п и т а т е л ь: Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Каждый из вас примерит эти очки, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга.

Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа.

А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Чтобы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?

Дети высказывают свое мнение.

В о с п и т а т е л ь: Волшебные очки помогли вам увидеть что-то хорошее в каждом, и даже то, что вы раньше не замечали, представить, как можно изменить

Личностный круг «Я И МОИ ЭМОЦИИ»

Цели: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность.

Материал: пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, аудиозапись с веселой музыкой, коврики.

Содержание

Дети сидят в кругу на ковриках. В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение, и покажите карточку, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение. (Дети показывают карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, задумчивое и т. д.)

А что можно сделать, чтобы повысить настроение? (Дети по очереди предлагают разные способы : улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, послушать веселую музыку, можно прочитать веселое шуточное стихотворение).

В о с п и т а т е л ь: Послушайте шуточное стихотворение «Муха-чистюха» Я. Бжехва.

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье,

В отличном клубничном варенье.

В понедельник – в вишневой наливке.

Во вторник – в томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и манной каше.

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!

Ужасно – ужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

В о с п и т а т е л ь: Я думаю, если у кого-то из детей и было плохое настроение, то теперь оно стало значительно лучше.

Минутка вхождения в день

Дети встают в круг. Воспитатель произносит слова : Что за чудо - чудеса: раз рука и два рука! Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья! Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку Умные руки умеют лепить Чуткие руки умеют дружить! Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

«Подарок волшебника»

(звучит медитативная музыка, передают свечу во время ответов поочередно)

Цель. Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Содержание. Представьте, что сюда вошел волшебник, который предложил сделать вам подарок. Но не материальный. Он предложил подарить личное качество или черту характера, позволяющие стать лучше. Какой подарок вы хотите получить?

3. Ситуация месяца

Ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин).

«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

Заключительные праздники по «Ситуациям месяца» : по завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Например, итогом ситуации «Осень, осень в гости просим» было мероприятие «Осенняя сказка», а у ситуации «Моя семья», как правило, бывает совместное мероприятие с семьей.

4. Проблемные педагогические ситуации

Ситуация специально создается воспитателем что бы увидеть, как дети будут выполнять правила, если рядом нет воспитателя и если на нарушение провоцирует специально пришедший персонаж. Конструируется ситуация, в которой дети сами определяются.

Цель : развитие саморегуляции поведения.

Предварительная работа : Постоянное закрепление правил поведения, заранее (за несколько дней) воспитатель обговаривает с детьми ситуацию, определяются как надо вести себя в подобных ситуациях.

Примеры проблемных ситуаций :

1. «Заболела голова у воспитателя». Воспитатель обматывает голову полотенцем, говорит детям, что очень заболела голова и ей надо отдохнуть. Дети будут играть самостоятельно. Идет в спальную, садится в кресло и наблюдает, как дети играют, кто нарушает правила, какие возникают конфликты, как дети из них вышли.

2. «Бабушка ищет внука». Воспитатель якобы ушла в другую группу (сама вышла в раздевальную комнату или незаметно в спальную. В группу заходит «бабушка» и говорит, что пришла забрать внука из д/сада, да потерялась.

5. Дети–волонтеры

Это технология, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например : дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Волонтёрское движение показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать».

Предлагаю несколько правил волонтера.

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

Технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

6. Социальная акция

Направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция»современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

Может проводиться ежемесячно и всегда за пределами детского сада, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца. О ее цели и месте проведения заранее информируются дети и родители. Все участники образовательного процесса должны получить удовлетворение от ее проведения.

Например : Акции в целях профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. «Внимание — дети», «Безопасное окно», «Чистое село», «Письмо солдату» и т. д.

7. Волшебный телефон

Это «телефон доверия» для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых; проводиться в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю во вторую половину дня (работа психолога). Про то, что рассказал ребенок, родителям не рассказывают. В кругу решаются, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.

8. Развивающие общение

Это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп. Например : «Коврик мира»

9. Технология – «Включения родителей в образовательный процесс»

Технология включения родителей в образовательный процесс.

Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»

1. Недоверие к детскому саду;

2. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации;

3. Страх родителей потерять контроль над своим ребенком;

4. Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду;

5. Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду;

6. Неадекватное донесение информации до родителей;

7. Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу.

8. Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОУ

9. Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;

10. Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;

11. Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;

12. Обращение с любой просьбой к родителям через детей;

13. Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;

14. Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.

Воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители.

Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.

Таким образом, внедряя элементы технологии «Эффективной социализации Н. Гришаевой», можно сказать, что ее эффективность достаточно высокая и не требует подготовки большого количества особенных материалов. детский коллектив в кротчайшие сроки пр0ходит адаптацию, мы можем наблюдаем рождение дружного, сплоченного коллектива. Повысится самостоятельность, инициативность, ответственность, совестливость. Дети становятся раскрепощенными в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, несмотря на проблемы в речи.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Применение современных технологий в работе с воспитанниками, способствующих их успешной социализации»
Опубликовано: 19 апреля 2025 в 17:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Применение современных технологий в работе с воспитанниками, способствующих их успешной социализации»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Канунникова (УИ 2395002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД