светлана чаманова
Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Успешность обучения детей в школе, их дальнейшее развитие в значительной мере зависят от уровня овладения ими моторными и графическими навыками.
В связи с этим в группе был проведен мониторинг уровня развития графомоторных навыков. в который вошли следующие упражнения: обводка, штриховка, дорисовывание, «продолжи узор», копирование, ориентировка на листе бумаги. Проанализировав качество выполнения заданий у большинства воспитанников были выявлены следующие затруднения: ослабление или усиление нажима, несоответствие штриховки образцу, пропуски или отсутствие элементов рисунка, не соблюдение пространственной характеристики изображения, зеркальность. Эти затруднения обусловлены недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Дошкольный период - это наилучшее время для формирования графомоторных навыков. Именно в этом возрасте необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и навыков для успешного обучения в школе.
Поэтому была определена цель нашей работы:
- Создание условий для формирования графомоторных навыков у детей с ОНР через игры и графические упражнения.
Задачи:
- формировать зрительно-пространственную ориентировку и зрительно- моторную координацию;
- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
- совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки на листе бумаги.
- развивать мелкую моторику рук, память, мышление, внимание, зрительное, слуховое восприятие; скоординированность движений рук.
- воспитывать усидчивость, начатое дело до конца, добиваться поставленной цели.
Опыт работы:
В соответствии с направлением работы по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников был подобран дидактический материал по оснащению предметно – развивающей среды (картотека игр – лабиринтов, графических диктантов, дорисовок, штриховок, графических линеек, игр для развития мелкой моторики).
Работа по формированию графомоторных навыков была условно разделена на 3 этапа:
1. Развитие крупной и мелкой моторики.
2. Развитие навыков ориентировки.
3. Развитие графомоторных навыков письма, которые включают в себя серии заданий.
Развитие мелкой моторики осуществлялось с помощью пальчиковых игр, систематизированных в картотеку по тематическим неделям, самомассажа с помощью шариков «Су – Джок», упражнения для развития серийной организации движений: сжать и разжать кулаки, чередование палец – кулак. «Зайчик – пальчик», Колечки», «ребро – ладонь – кулак». Использовались игры с бусами, прищепками и фасолью, «Моталочки», цветные нити для перематывания, игры с песком.
Для формирования и развития навыков ориентировки использовали в своей работе упражнения на проверку и уточнение представлений о правой и левой стороне тела, на определение пространственных взаимоотношений,
на уточнение положения предмета относительно собственного тела, относительно другого предмета, на уточнение расположения предметов относительно человека, стоящего напротив.
Непосредственно графические навыки осваивались в определенной последовательности: детям предлагались «обводки», «штриховки», графические линейки, состоящие из прямых вертикальных и горизонтальных линий. Далее дети учились письму наклонных линий, обводке и штриховке волнистых и «ломанных» дорожек. Затем перешли к рисованию кругов, полуовалов, овалов, упражнениям на развитие умений безотрывно проводить спиралевидные линии от центра к периферии и наоборот. Большое внимание в своей работе уделяли упражнениям, направленных на умение работать по образцу, сличать графические изображения, формированию целостного образа графических изображений, умения работать по показу.
Следующая серия заданий включала в себя упражнения в тетрадях в крупную клетку: «Дорисуй фигуру», «Графический диктант», «соедини по точкам», «Продолжи узор», «Нарисуй такую же фигуру». Дети учились зрительно фиксировать одну клетку, обводить ее, показывать ее углы, проводить разные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) по клеткам, отсчитывать клетки, ориентироваться по точкам, копировать простые изображения по клеткам в разных плоскостях листа бумаги: наверху – внизу, слева справа.
Активно использовали в практической деятельности упражнения с элементами таких техник, как «Изонить» и «Модульное оригами». Опыт показал, что занятия изонитью и оригами способствуют активному развитию у ребё нка: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.).
Для работы с детьми мы использовали практические, словесные, наглядные и игровые методы. Игры и упражнения подбирали с учетом индивидуальных особенностей и возраста детей.
Особое внимание уделяли индивидуальной работе с детьми, которые в силу особенностей своего развития не всегда могли справиться с предложенными заданиями. Таким детям оказывали дополнительную помощь, а также вовлекали родителей воспитанников, для них были подготовлены рекомендации по развитию мелкой моторики, консультации «Готовим руку дошкольника к письму», «Учимся, играя». Родители также оказывали большую помощь в подборе и приобретении развивающих пособий, игр.
Анализируя свою работу на протяжении всего года, можно сказать, что именно регулярное, систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности специально подобранных игр и упражнений помогает развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, т. е. графомоторные навыки.