Ушакова Анна Сергеевна
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Необходимость принимать финансовые решения в повседневной жизни и проблемы, возникающие при использовании современных финансовых продуктов, делают важным для каждого человека развитие финансовых знаний и навыков.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Люди с рациональным отношением к деньгам выбирают стратегии финансового поведения, которые наилучшим образом соответствуют финансовой системе общества.
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, пробуждает их экономическое мышление и развивает качества, присущие настоящему характеру.
Задача взрослых - объяснить детям, почему нужно уважать труд и беречь заработанное, в доступной форме объяснить взаимосвязь между трудом, экономикой и нравственностью.
Финансовая грамотность, как и другие виды грамотности, приобретается со временем, в процессе повторения и закрепления знаний и навыков для практического применения. Формирование хороших финансовых привычек с дошкольного возраста закладывает основы финансовой безопасности и благополучия, помогая детям избежать многих ошибок, которые они будут совершать, когда вырастут и станут финансово независимыми.
Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие финансовой грамотности и определить ее роль в дошкольном и старшем возрасте.
Если говорить о понятии финансовой грамотности в целом, то это набор знаний и навыков, необходимых для принятия правильных финансовых решений и обеспечения финансового благополучия.
Финансово грамотный человек может не только разумно распоряжаться деньгами, но и приумножать их.
Важность экономического образования в дошкольном возрасте была включена в программу «Материнской школы» основателем научной педагогики Яном Амосом Коменским. В своей книге «Материнская школа» Коменский утверждает, что детям необходимо давать «знания по экономике» и «понимание ведения домашнего хозяйства».
Основная цель обучения финансовой грамотности детей дошкольного возраста - способствовать формированию базовых социальных компетенций в экономической сфере личности и семьи. Для достижения этой цели важно, чтобы образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста включал изучение основ финансовой грамотности в условиях ДОО.
Формирование финансовой грамотности на уровне ДОО способствует решению следующих задач, поставленных во ФГОС дошкольного образования :
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и способностями;
- развитие способностей и творческого потенциала детей как субъектов по отношению к себе, другим детям, взрослым и окружающему миру. Постепенное вхождение детей в современный мир финансово-экономических отношений способствует развитию их потенциала как субъектов отношений со взрослым миром, в котором финансовые отношения играют важную роль. Обучение дошкольников основам финансовой грамотности должно ограничиваться определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий;
- формирование общей культуры личности ребенка, включающей ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, предоставляемого в рамках образовательных программ различных уровней, таких как дошкольное и начальное образование
- оказание психолого-педагогической поддержки семьям и повышение возможностей родителей (законных представителей) в развитии финансовой грамотности детей. Активное участие родителей в этом процессе крайне важно.
В зависимости от уровня развития каждого ребенка при обучении основам финансовой грамотности необходимо выделять следующие основные образовательные задачи
- вооружить дошкольников базовыми финансово-экономическими понятиями;
- обогатить словарный запас дошкольников соответствующими возрасту базовыми финансово-экономическими понятиями;
- способствовать формированию рациональных финансовых потребностей и умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- способствовать формированию желания быть бережливым, экономить и рационально тратить;
- способствовать формированию финансово-экономического мышления, способности к самостоятельному принятию решений и активному социальному и личностному развитию;
- способствовать развитию способности к рациональной организации трудовой деятельности.
Работа по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста должна основываться на принципах, разработанных в ФГОС ДО:
1. Обогащение детского развития через подлинное переживание всех этапов детства, включая дошкольный возраст.
После пяти лет поведение детей дошкольного возраста становится все более осознанным. Дети часто ориентируются на поведение взрослых, но они начинают распознавать особенности финансовой сферы вокруг себя. Дошкольники с интересом наблюдают за операциями и начинают понимать, как их родители обращаются с деньгами. Они также учатся ставить себя на место других и принимать во внимание, как собственное мнение, так и мнение окружающих.
На уровне психологического развития дошкольников они могут распознать понятие собственного интереса (особенно корысти). Дошкольники могут различать успех и неудачу, обман, выгоду и даже мошенничество.
Важно научить детей правильно оценивать свои поступки не только с точки зрения собственных интересов, но и с точки зрения культуры и нравственности. Очевидно, что нравственное и финансовое воспитание взаимосвязаны, и крайне важно закладывать основы правильного отношения к деньгам уже в дошкольном возрасте.
2. Создание образовательной деятельности в соответствии с индивидуальностью каждого ребенка, в которой сам ребенок активно участвует в выборе содержания образования и становится субъектом собственного образования.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственная и эмоциональная сферы личности. Формируются новые психические качества и ценностные ориентации. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к стремлению приобретать вещи, будь то игрушки или одежда. Важно помнить, что детские впечатления о важности денег в домашнем хозяйстве и личный контакт с банкнотами и монетами сильно влияют на будущее отношение и поведение детей.
Формирование основ финансовой грамотности не должно быть обязательным. Следует помнить, что каждый ребенок уникален и для приобретения всех видов знаний и навыков требуется время.
3. Помощь и сотрудничество между детьми и взрослыми, при котором ребенок признается полноправным участником (субъектом) образовательных отношений.
После пяти лет дети могут считаться «взрослыми», и им можно помочь успешно развить такие необходимые для финансово грамотного человека качества, как деловой склад ума, самостоятельность и ответственность. Вполне правомерно формировать финансовую грамотность у дошкольников через нравственное отношение к таким категориям, как прибыль, ценность труда и стоимость вещей.
В процессе обучения основам финансовой грамотности этика, бизнес и экономическое образование должны быть тесно связаны и способствовать формированию ценностных ориентаций у дошкольников.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Главная задача педагогов в процессе обучения основам финансовой грамотности - применять различные формы и методы для объяснения финансовых понятий и закрепления знаний, полученных в течение всего периода обучения в ДОО.
5. Сотрудничество ДОО и семьи.
При включении основ экономического воспитания в педагогическую деятельность педагогам необходимо соблюдать важное правило: при освещении темы не следует поднимать вопросы об условиях и качестве жизни конкретного ребенка или семьи. Например, не следует сравнивать доходы семей воспитанников, уровень и качество жизни.
6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрастным особенностям и особенностям развития.
Это один из основных принципов организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста. Рекомендуется выбирать ту форму организации, которая в наибольшей степени соответствует потребностям и интересам детей. Также следует учитывать потенциал педагогического коллектива и сложившиеся традиции конкретной ДОО.
На основе анализа существующих научных подходов к изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень основных финансово-экономических понятий, которые могут быть усвоены детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО :
- «Планирование, экономия» - дети должны понимать, что деньги зарабатываются трудом, поэтому их нужно использовать только на полезные цели и бережно к ним относиться;
- «Потребности, капризы, желания, возможности» - дети учатся различать желания и потребности, задавать себе вопросы и решать, действительно ли им нужна эта вещь, игрушка и т. д. и есть ли у них возможность ее купить;
- «Где покупают и продают различные товары и услуги»;
- «Реклама» - дети узнают, что такое реклама и как она влияет на людей;
- «Богатство, бедность, жадность и щедрость» - дети узнают, что не все можно купить и продать и что основные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и т. д.) нельзя купить за деньги.
В процессе обучения финансовой грамотности педагогам ДОО необходимо учитывать вышеперечисленные понятия, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.