Дарья Кочеткова
Формирование диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Задачи и содержание Федеральной образовательной программы дошкольного образования по формированию диалогической речи детей средней группы
Публикация «Формирование диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Изучив задачи из Федеральной образовательной программы дошкольного образования, мы выяснили, что задачи, направленные на формирование диалогической речи, можно обнаружить не только в области «Речевое развитие», но также и в других. В планируемых результатах в дошкольном возрасте сказано, что к 4-м годам ребенок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником, а к 5-ти годам ребенок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» мы обнаружили следующие задачи: воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками. Эти задачи решаются с помощью занятий, в которые входят дидактические игры на формирование диалогической речи, ведь таким образом дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, учатся слушать своих товарищей, относиться к ним и к воспитателю с уважением, благодарить их за помощь, если сверстник помог ответить на вопрос, а также учатся просить помощи у своих товарищей и взрослого при затруднении.
В образовательной области «Познавательное развитие» есть задача: развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. Достигнуть этого результата можно благодаря обсуждению задач. Важно способствовать желанию ребёнка делиться своими мыслями и предположениями, задавая вопросы: «как ты думаешь, что нам нужно сделать?» или «почему ты выбрал именно это?». Также данная задача предполагает поиск совместного решения детей, где тоже необходимо умение детей обсуждать поставленную задачу, обмениваться своими знаниями и мыслями, выбирая наиболее подходящее решение.
В образовательной области «Речевое развитие» есть ряд задач: продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы, поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях, Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе, использовать формулы речевого этикета при ответе по телефону, при вступлении в разговор с незнакомыми людьми, при встрече гостей, развивать умение вступить, поддержать и завершить общение. На занятиях по развитию диалогической речи проводятся различные беседы, дидактические игры, при помощи которых дети учатся взаимодействовать друг с другом и с воспитателем. Например, для формирования у детей диалогической речи используются такие игры, как: «Звонок на работу маме», где детям нужно суметь объяснить как его зовут, кем он является для своей мамы, как зовут его маму и объяснить почему он звонит маме; «Угадай, кто я», где ребёнку нужно угадать загаданного персонажа по описанию, высказывая свои предположения.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» мы заметили следующие задачи: формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения, развивать у детей диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности, формировать у детей умение использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Формировать положительные и доброжелательные взаимоотношения не получится без диалога, ведь только с помощью бесед с детьми можно создать дружный детский коллектив. Диалогическая речь в процессе театрально-игровой деятельности будет развиваться с помощью проговаривания реплик героев сказок, а формироваться умение использовать импровизационные формы диалогов с помощью различных игр и упражнений, например, «придумай продолжение сказки «Заюшкина избушка», если бы петух не смог выгнать лису». [1]
По словам Алисы Михайловны Бородич: «Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями», что напрямую доказывает, что познание окружающего мира ребёнком осуществляется исключительно с помощью диалога. [10]
1.2. Обзор взглядов учёных и педагогов на вопросы формирования диалогической речи детей средней группы.
Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. [8]
Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется.
Воспитатель занимает особое место в жизни ребёнка, именно он разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время. М. М. Алексеева в своей книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» описала, что основным методом формирования диалогической речи дошкольников является разговор воспитателя с детьми, то есть неподготовленный диалог. При общении с ребёнком важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности, потребности этого ребёнка, его интересы и уровень его речевого развития. Диалог воспитателя с детьми имеет развивающее влияние только при условии доброжелательной атмосферы, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с воспитанниками.
В непосредственном общении с воспитателем дети задают очень много вопросов, которые возникают у детей по причине расширения круга знаний, роста детских интересов. Задача воспитателя внимательно слушать вопросы детей и чётко, понятно отвечать на них, создавать условия для обсуждения этих вопросов между детьми. Важно, чтобы педагог, отвечая на детские вопросы опирался на уже полученный детьми опыт и наглядность, так как для детей младшего возраста это необходимо.
Часто для формирования диалогической речи используется приё м словесных поручений: попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья конструктора, попросить позвать сверстника. Воспитатель обязательно даёт речевой образец словесной просьбы, который дети средней группы смогут повторить, например: «Миша, пожалуйста, подойди к Марии Ивановне и скажи: «Мария Ивановна, дайте нам пожалуйста тряпочку, чтобы мы помыли игрушки». Таким образом у ребёнка накапливается опыт общения и необходимость в образце отпадает. [3]
Алла Генриховна Арушанова отмечает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Она считает, что качественный диалог невозможен без установления диалогических отношений, без воспитания инициативности, формирования партнерских отношений. Диалогические отношения должны строиться как в общении ребёнка со взрослым, так и в общении и взаимодействии со сверстниками. Овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Именно поэтому важно пополнять словарь детей, развивать чёткость дикции, чистое звукопроизношение, интонационную выразительность. [6]
Лев Семёнович Выготский в книге «Мышление и речь» отмечает, что взаимодействие дошкольников с помощью диалога способствует не только обмену информацией, но и формированию мышления. В процессе взаимодействия с окружающими, дети учатся структурировать свои мысли, формулировать идеи, что способствует постепенному развитию критического мышления. Диалогическая речь помогает детям осваивать язык, как инструмент мышления, а также развивает их социальные навыки, что позволяет детям участвовать в совместной деятельности, решать конфликты и искать решения ситуаций совместно с другими. Это создаёт основу для более глубокого понимания окружающего мира и способствует умственному развитию. [12]
Лев Владимирович Щерба рассматривает диалог как основную форму общения, через которую дети учатся взаимодействовать с окружающими и осваивать язык. Диалог в младшем дошкольном возрасте становится ключом к социальному взаимодействию. В процессе общения дети учатся слушать, отвечать, спрашивать, уточнять информацию, что важно для их познавательного и эмоционального развития. Дети через диалог развивают умение вести беседу и аргументировать свою точку зрения. Такой процесс взаимодействия создаёт атмосферу сотрудничества и учит детей уважать мнения других, что является основой для их дальнейшего взаимодействия в обществе.
Щерба отмечает, что инициативные беседы способствуют расширению словарного запаса детей и углублению понимания языка. Взаимодействие с окружающими учит детей активному слушанию и умению выстраивать логические связи в разговоре. Таким образом, диалогическая речь становится основой для формирования уверенных и социализированных людей, готовых к взаимодействию с окружающим миром. [34]
Л. П. Якубинский акцентирует внимание на важности игрового взаимодействия в процессе формирования диалогической речи у младших дошкольников. Игровая деятельность создаёт естественные условия для общения, где дети могут практиковать речевые навыки, учиться выбирать подходящие слова и строить связные высказывания. Кроме того, он подчёркивает, что диалогическая речь включает не только вербальное, но и невербальное взаимодействие, такие как мимика и жесты, которые помогают передать эмоции и смысл сказанного. Якубинский утверждает, что именно через диалогическое общение дети осваивают нормы коммуникации, что в будущем станет основой для их социальной успешности. [37]
А. В. Запорожец подчеркивал важнейшую роль практической деятельности в развитии речи. Для формирования диалогической речи в средней группе, он предлагает создание ситуаций, требующих общения, совместной деятельности, решения проблем сообща. Игры, коллективные задания, драматизации – способствуют развитию диалога. Он акцентировал внимание на развитии коммуникативных навыков как основы речевого развития. В средней группе это проявляется в обучении детей задавать вопросы, слушать собеседника, реагировать на его реплики, поддерживать беседу, выражать свои мысли и чувства.
Взрослый играет ключевую роль в развитии речи ребёнка, а в контексте диалогической речи это означает создание условий для диалога, стимулирование речевой активности ребёнка, постановка вопросов, показ образцов диалогической речи, корректное реагирование на высказывание ребёнка. Также, Запорожец выделял важность понимания речи. Для диалога это означает развитие у детей способности понимать не только слова, но и подтекст, намерения собеседника, ситуацию общения. [16]
Гойхман подчёркивал системный подход к речевому развитию, рассматривая речь, как сложную взаимосвязанную систему, включающую фонетику, лексику, грамматику и прагматику. Он считал, что формирование диалогической речи возможно только при условии развития всех этих компонентов. Нельзя ограничиться только лексикой, нужно развивать и грамматический строй речи, и умение правильно строить речевые высказывания в контексте диалога.
Оскар Яковлевич, как и многие другие исследователи акцентировал важность связи речи и мышления. Диалог предполагает не только умение говорить, но и умение мыслить, строить логические цепочки, понимать позицию собеседника. Развитие мыслительных операций, он считал основой успешного диалога.
Также, он подчёркивал важность индивидуального подхода, так как дети имеют разные уровни речевого развития. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, выбирая подходящие методы и приёмы работы. [14]
Валентина Ивановна Яшина рекомендовала использовать игровые методы и приёмы для развития диалогической речи, опираясь на то, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Также, она подчёркивала важность создания специальных коммуникативных ситуаций, которые стимулируют детей к общению, к диалогу : ситуации выбора, обсуждения, совместного решения задач, проблемные ситуации. Яшина настоятельно рекомендовала педагогу активно поддерживать инициативу детей в общении, стимулируя их высказываться, задавать вопросы, выражать свои мысли и чувства. [38]
Формирование диалогической речи в средней группе – это сложный и многогранный процесс, требующий системного подхода и комплексной работы педагога. Успешное развитие диалогической речи в этом возрасте напрямую связано с общим речевым развитием ребёнка, его познавательными способностями и социальными навыками. Развитие диалогической речи не происходит спонтанно, здесь требуется целенаправленная, планомерная работа педагога, которая включает в себя различные методы и приёмы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей. В формировании диалогической речи главную роль занимает игровая деятельность : игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры. Педагог должен создавать специальные условия и ситуации, побуждающие детей к общению и диалогу. Важно не забывать о развитии остальных компонентов речи, речевая работа должна быть направлена на развитие всех компонентов: лексики, грамматики, фонетики, прагматики.
Подводя итог, формирование диалогической речи в средней группе – это длительный процесс, требующий терпения, внимания и профессионализма педагога. Успех достигается при условии системной работы, использования разнообразных методов и приёмов, а также создания атмосферы доверия и взаимного уважения в процессе общения.
1.3. Роль театрализованной деятельности в формировании диалогической речи у детей средней группы.
Диалогическая речь – важный показатель речевого развития, предполагающий умение участвовать в разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать и понимать собеседника, а театрализованная деятельность является одним из эффективных методов развития речи, который создаёт естественные условия для общения и диалога.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. [8]
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, анализируя при этом все имеющееся у него возможности. Также способствует развитию всех ведущих познавательных психических процессов, речи, создаёт условия для социализации ребёнка, корректирует коммуникативные отклонения. [15]
Театрализованная деятельность играет огромную роль в формировании диалогической речи. Театр создаёт естественную коммуникативную среду, в которой дети взаимодействуют друг с другом, играя роли и общаясь в рамках сюжета. Это происходит естественно, без принуждения, что значительно эффективнее, чем формальные упражнения.
Во время театрализованных игр дети учатся произносить текст чётко и выразительно, развивая тем самым дикцию и артикуляцию. Работа над ролью, интонацией, темпом речи, способствует совершенствованию речевого аппарата. Расширяется и словарный запас детей, так как они знакомятся с новыми словами и выражениями из текстов сказок. Кроме того, при обсуждении перед игрой, они активно используют новые слова в своей речи. Дети учатся выражать эмоции своих персонажей, передавать свои чувства через речь и мимику, что способствует развитию эмоциональной речи и умению выразить свои мысли и чувства адекватно ситуации.
В ходе театрализованной деятельности дети учатся строить диалоги, согласовывать свои реплики с репликами сверстников, слушать и понимать собеседника. Они учатся реагировать на реплики других, развивая коммуникативные навыки. Также, театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть застенчивость и неуверенность в себе. В такой деятельности ребёнок может выразить своё творчество, проявить свои скрытые таланты, благодаря поддержке и помощи воспитателя. [22]
Теория зоны ближайшего развития Льва Семёновича Выготского говорит о том, что театрализованная деятельность создаёт ситуацию, где ребёнок, взаимодействуя со сверстниками и взрослым, получает поддержку и помощь в развитии своих речевых навыков, выходя за пределы своих текущих возможностей. [12]
А. В. Запорожец ставил акцент на ведущей роли деятельности в развитии ребёнка – игре, которая стимулирует речевое развитие. Ребёнок, вживаясь в роль, использует речь естественно и осмысленно, развивая умение строить диалоги в контексте игрового сюжета. [16]
В книге Анатолия Васильевича Щеткина, дано следующее определение: «Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение». [35]
Занятия театральной деятельностью помогают ребёнку развить его творческие способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, воспитанию настойчивости и целеустремленности, проявлению общего интеллекта и эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка последовательности, систематичности, решительности, терпения и трудолюбия, что способствует формированию волевых качеств характера.
Театрализованная деятельность помогает педагогу решать многие образовательные и воспитательные задачи: формировать выразительность речи, способствовать сплочению детского коллектива, формировать у ребёнка интерес к проявлению творчества, к детской художественной литературе и многие другие.
Преимуществом такой деятельности в дошкольных учреждениях является то, что она может пронизывать абсолютно все режимные моменты: включаться в занятия, в совместную деятельность детей с педагогом в свободное время, а также осуществляться самими детьми. На занятиях педагог включает театрализованную игру, как игровой приём. К детям приходят различные персонажи из сказок, которые помогают усвоить им определённые знания, умения и навыки. Таким образом, ребёнок может раскрепоститься и почувствовать себя свободно на занятии, не находиться в напряжённом состоянии. К свободной деятельности детей и педагога можно отнести создание различных игровых ситуаций на прогулке, организацию театрализованных игр, чтение художественной литературы, строительные игры с последующей драматизацией. В самостоятельной деятельности дети отражают наиболее ярких по их мнению персонажей, произносят фразы из любимых сказок.
При показе различных видов театра педагог использует различные атрибуты: ширмы, маски с персонажами, костюмы, что вызывает у детей восторг к театрализованной деятельности.
Примеры произведений, которые можно проиграть с детьми средней группы : «Теремок» (в обработке Е. Чарушина, «Колобок» (в обработке К. Д. Ушинского, «Заюшкина избушка» (в обработке О. Капицы) и другие. Изначально педагог своим примером показывает, как можно обыграть персонажей, привлекает детей к проговариванию отдельных фраз из произведений. При повторных играх, дети участвуют уже активнее, так как начинают владеть текстом. Очень важно в этот момент поддерживать детей, поощрять их. В повторных играх стоит привлекать детей к участию в диалоге с воспитателем, просить их проговаривать фразы из сюжета произведения, акцентировать внимание на имитации движений и голосов персонажей, подсказывать детям, как лучше это изобразить. Для упражнения детей в интонационной выразительности можно использовать упражнение Кравцовой Е. Е. «Скажи, как я», для упражнения детей в мимике можно использовать игровые упражнения: «Съели кислый лимон», «Рассердились», «Испугались», «Обиделись», «Хитрим». Есть различные игры-имитации, которые также помогают детям освоить театрализованную деятельность : «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи, как ходит петушок» и другие. Все эти вспомогательные упражнения помогут детям включиться в совместную с воспитателем инсценировку. Для того, чтобы театрализованную деятельность разнообразить, можно попросить ребят пофантазировать. Например, вместе с детьми придумать, как колобок мог обхитрить лису. Очень важно, позволить всем детям показать себя, помочь каждому ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Анатолий Васильевич Щеткин разработал методику организации театрализованной деятельности в детском саду. Пьесы или сценарии должны быть короткими, с простыми диалогами и понятным сюжетом. Хорошо подойдут народные сказки, небольшие стихотворения, инсценировки знакомых сказок или простых историй. Количество персонажей должно быть ограничено, чтобы каждый ребёнок мог освоить свою роль. Важно, чтобы выбранный материал соответствовал возрастным особенностям детей и их уровню речевого развития. Атрибуты должны быть яркими, привлекательными, функциональными. Их создание может стать частью подготовки к самой деятельности – совместное изготовление декораций, кукол развивает творческие навыки и вовлечёт детей в процесс. Разучивание ролей должно проходить в игровой форме, с использованием различных методов, например, через повторение реплик за педагогом, импровизацию. Не стоит заставлять детей зубрить текст, лучше помочь им понять смысл и эмоциональную окраску реплик. Начинать нужно с простых игр-драматизаций, постепенно усложняя сюжеты, диалоги и количество персонажей. Занятия должны быть направлены на развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Дети должны научиться работать в команде, поддерживать друг друга. После проведения театрализованной игры, игры-драматизации полезно обсудить с детьми, что им понравилось, а что можно было сделать лучше. Это будет способствовать развитию самокритики и аналитических способностей. [35]
Подводя итог, можно сказать, что роль театрализованной деятельности в формировании диалогической речи велика, так как данная деятельность помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств, совершенствует артикуляционный аппарат, улучшается усвоение содержания литературных произведений, способствует развитию эмоционально насыщенной речи.
Выводы по главе 1
В данной главе были рассмотрены задачи по формированию диалогической речи у детей средней группы по Федеральной Образовательной программе. Изучив все задачи, мы поняли, что данные задачи можно найти практически во всех образовательных областях. Были рассмотрены взгляды учёных и педагогов на вопросы формирования диалогической речи детей средней группы. Мы убедились, что диалогическая речь играет большую роль в жизни дошкольника. Благодаря диалогической речи, у ребёнка развиваются мыслительные процессы, он учится формулировать свои мысли, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, анализировать информацию. Обсуждение различных тем помогает ему систематизировать знания и устанавливать причинно-следственные связи. Для поддержания диалога необходимо запоминать информацию, концентрировать внимание на собеседнике и улавливать суть сказанного, следовательно развиваются также память и внимание. Сам процесс диалога способствует совершенствованию речи : расширению словарного запаса, развитию грамматического строя, улучшению произношения. Диалог – это фундамент социальных взаимодействий. Ребёнок учится общаться, слушать других, учитывать точку зрения собеседника, договариваться и разрешать конфликты. В процессе диалога дети учатся понимать чувства и эмоции других людей, сопереживать им, развивая эмпатию. Диалоги со сверстниками, например во время игр, помогают детям научиться взаимодействовать друг с другом, распределять роли.
Несмотря на различия в подходах, все учёные и педагоги сходятся во мнении о важной роли диалогической речи в развитии ребёнка и необходимости целенаправленной работы по её формированию в средней группе детского сада. Эта работа должна быть комплексной, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности детей. Она должна строиться в игровой форме и учитывать как лингвистические, так и психологические аспекты речевого развития.
Далее мы рассмотрели роль театрализованной деятельности в формировании диалогической речи у детей средней группы. Театрализованная деятельность представляет собой эффективный метод формирования диалогической речи. Она не только развивает речевые навыки, но и обучает детей умению слушать и взаимодействовать друг с другом. Развивая коммуникативные способности благодаря театрализованной деятельности, дети получают возможность выражать свои эмоции и мысли, что способствует их общему развитию. Театрализованные игры формируют уверенность и креативность, помогая детям находить слова и фразы для различных ситуаций. Таким образом, театрализованная деятельность является важной частью образовательного процесса, способствуя всестороннему развитию ребёнка и ускорению навыков эффективного общения.