Алла Ушакова
Формирование детского речевого творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование детского творчества – это актуальная проблема современной педагогической системы. От решения этой проблемы зависит то, насколько успешно будет протекать воспитательный процесс и насколько активной будет творческая личность ребенка.
Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка.
Публикация «Формирование детского речевого творчества» размещена в разделах
За основу формирования речевого творчества дошкольников берут опыт восприятия содержания литературных произведений и их художественной формы. Детей знакомят с разнообразными литературными жанрами, с их особенностями. Это помогает детям учиться воспринимать художественные образы, что помогает более глубоко погружаться в театральную и изобразительную деятельность. Лишь только в старший дошкольный период появляется возможность формировать творческую речевую деятельность. Это связано с тем, что у детей к этому времени формируется достаточный объем знаний о том, как устроен окружающий мир, что закладывает основание для содержания речевой творческой активности. Дошкольники изучают сложные виды связной речи, развивают лексический запас. Они учатся действовать согласно замыслу. Если у ребенка мало впечатлений от жизни, он проводит мало наблюдений, мало общается, это приводит к тому, что процессы словотворчества не возникают, а если и появляются, то быстро угасают. Чтобы развивать речевое творчество, нужно формировать целостное восприятие произведений литературы, подмечать единство их содержания и формы.
Развитие словесного творчества включает все направления над словом -лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.
Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько живо, интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
В детском саду используется широкий арсенал средств - специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссерские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. Работа педагогов направлена на развитие коммуникативной компетенции дошкольников. То есть не только на умение формулировать мысль в словах, строить текст (монолог, но и прежде всего -на умение строить «диалогическое отношение» с партнером, а также обмениваться с ним чувствами, налаживать взаимодействие и взаимопонимание не только со взрослыми, но и со сверстниками.