МААМ-картинки

Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников

Ирина Дмитриева
Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Доброта, сострадания – чувства, присущие только человеку, и возникли они в человеческом обществе как отражение сотрудничества, солидарности людей[1,с. 110]. Именно эти чувства делают человека по-настоящему человечным. Если горе другого – твоё горе, страдания другого – твоё страдание, только тогда ты поймёшь, как больно другому, и только тогда придёшь на помощь человеку, защитить, оградить.

Публикация «Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников» размещена в разделах

Слово «милосердие» говорит само за себя – иметь доброе и милое сердце. Человек с милосердием всегда готов помочь кому-нибудь, умеет пожалеть, простить, поддержать в любой ситуации и не посмеяться над чьей-то бедой

Чтобы у ребёнка в дошкольной организации возникли тёплые, доверительные отношения со взрослыми важно правильно выстраивать взаимодействие в группе. Например, как сформировать чуткое и доброжелательное, приветливое отношение взрослого? Прежде всего такое отношение проявляется в том, что взрослый уважительно относится к интересам и опыту ребёнка, его идеям, открытиям, секретам и увлечениям, может понимать и принимать чувства ребёнка, в том числе и негативные, не отрицать их. Речь не в том, чтобы идти на поводу у детей, потакать их капризам. Просто нужно показать ребёнку, что его чувства понятны и принимаются взрослым, что взрослый в любых обстоятельствах относится к ребёнку с пониманием и теплом, но готов помочь пережить и преодолеть обиду, гнев или раздражение. У детей часто возникают негативные чувства – гнев, обида, страх. Важно, чтобы взрослый не обесценивал их, а сумел показать, что ребёнок услышан. Когда ребёнок чувствует, что его эмоции приняты, он гораздо быстрее сможет справиться, успокоиться и переключиться на что-то интересное. Доброжелательное отношение взрослого может проявляться и в том, что он:

- обращается с ребёнком тепло;

- называет ребёнка по имени;

- сердечно приветствует ребёнка, когда тот приходит в детский сад;

- доброжелательно прощается с ребёнком вечером.

Необходимо проявлять чуткость к чувствам детей и во время режимных моментов, связанных с переходом ко сну и пробуждением, едой и так далее. Это особенно важно, когда ребёнок сталкивается с трудностью – разлил воду, неправильно обулся или у него что-то не получается. Во всех этих ситуациях дети особенно беззащитны, а их тревога может быть выше, чем в другое время. От доброжелательного, спокойного и терпеливого поведения взрослого зависит самоуважение ребёнка. В таких ситуациях недопустимо давить на чувство стыда и вины, тем более стыдить при сверстниках – это сильно травмирует детей. Важно помочь ребёнку почувствовать себя хорошим и компетентным.

Конечно, задача осложняется тем, что в группе детей слишком много, и взрослому не так просто откликнуться на чувства каждого. Но при умелом руководстве сама детская группа начинает помогать педагогу. Если правила поддерживающего взаимодействия принимаются детьми, они постепенно начинают поддерживать друг друга – утешать, помогать и т. д., создавая в группе тёплую, дружелюбную атмосферу. В такие группы дети идут с радостью.

Еще пример чуткого и доброжелательного, приветливого отношения взрослого - это, когда ситуация в детском саду для ребёнка комфортна, когда она предсказуема. Предсказуемость создаётся за счёт ежедневных групповых традиций[2, с. 17] :

- утренний круг, где дети могут поприветствовать друг друга, настроиться друг на друга, поделиться чувствами и мыслями;

- традиционные игры;

- чтение перед сном;

- рассказывание сказочных историй, сочинение книжек и т. д.

Главное, чтобы эти традиции не оказались формальными, были приняты детьми, а ещё лучше – создавались с их участием.

В своей работе по формированию чувства доброты у воспитанников дошкольного возраста, с самого раннего возраста провожу беседы, где уделяю внимание и делаю акцент на развитии добрых поступков. Заучиваем стихи на темы доброты и заботы о ближних. На развитии речи и в режимных моментах обогащаю словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и др. В пословицах и поговорках учу воспитанников умению понимать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках, ведь пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах. С первых дней приучаю детей нашей группы к ответственности, спокойному разговору и уважительному отношению как к детям, так и ко взрослым. Создаю в группе красоту и уют, комфортность и доступность для игр. Большое внимание уделяю культуре поведения детей, их внешнему виду, аккуратности, подтянутости. Прививаю детям умение видеть неполадки во внешнем виде у себя и у другого ребенка и тактично помочь ему. В работе использую фронтальный, индивидуальный и подгрупповой методы общения с детьми. Во время образовательной деятельности особое внимание уделяю нравственной стороне вопроса или темы, слежу за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу. При проведении эстетических бесед, опираюсь на чтении литературных произведений или стихов, с последующим их обсуждения. Положительные персонажи и герои сказок вызывают у детей симпатии, желание подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются и лишаются того, к чему стремились. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло, и к чему может привести зависть. Выполняя любую коллективную работу, дети относятся с серьёзной ответственностью за свой участок работы, с большим внимание относятся к соседу, предлагают помощь товарищу проявляя при этом максимум усердия и старания. Ежедневное использование настольно – печатных игр оказывает большое влияние на формирование милосердия у детей дошкольного возраста, например: игры развивающие словарный запас детей, игры по карточкам - «Когда мы так говорим?», «Как еще можно сказать?», «Составь предложение». Важно использовать ребусы, кроссворды, игру: «Хорошо - плохо», подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки», игры с мячом: «Назови ласково», «Чем я помогу маме» и т. д., речевые игры, сюжетно - ролевые: «Парикмахерская», «Семья», «Дочки - матери»[3, с. 35].Систематическое активное участие в конкурсах различного уровня также способствует духовно-нравственному воспитанию детей. Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И моя задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детское сознание, что смеяться над чужой бедой некрасиво. Использую в своей работе тематически подобранные картинки. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Очень важно задавать детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель этих бесед одна – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила. Результатом работы, конечно, станет, то, что дети научатся обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами своего поведения, а также других людей.

Список используемой литературы:

1. Мир детства : Дошкольник / В. Н. Аванесова, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер ; ред. А. Г. Хрипкова. – Педагогика, 1987г. - 419 с.

2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо

вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Изданиепятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.

3. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования : Методическое пособие/Под. ред. О. А. Шиян. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2022. – 248 с.

Публикации по теме:

«Уроки доброты» для дошкольников. Фотоотчёт«Уроки доброты» для дошкольников. Фотоотчёт "Уроки доброты" фотоотчёт “Добро в человеке надо растить, это всеобщий долг всех людей всех поколений”. (Чингиз Айтматов) 28 декабря в.

Фотоотчёт «День милосердия и добра»Фотоотчёт «День милосердия и добра» Международный день инвалидов в этом году отмечался 3 декабря. В этот день все общественные объединения проводят благотворительные акции,.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Пособие по развитию чувства ритма у дошкольников «Ритмические карточки «Кляксы»Пособие по развитию чувства ритма у дошкольников «Ритмические карточки «Кляксы» Проблеме развития музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Авторами известных сегодня всему миру музыкальных.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детейСтенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Творческий конкурс «В лучах милосердия»Творческий конкурс «В лучах милосердия» Сегодня нам предложили принять участие во всероссийском творческом конкурсе «В лучах милосердия». Конечно мы захотели принять участие в.

Занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников «В поисках Кольца Доброты»Занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников «В поисках Кольца Доброты» Цель: эмоциональное развитие старших дошкольников. Задачи: - учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе; - создать обстановку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников
Опубликовано: 20 мая 2023 в 16:59
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дмитриева (УИ 109437) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД