Ирина Дмитриева
Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Доброта, сострадания – чувства, присущие только человеку, и возникли они в человеческом обществе как отражение сотрудничества, солидарности людей[1,с. 110]. Именно эти чувства делают человека по-настоящему человечным. Если горе другого – твоё горе, страдания другого – твоё страдание, только тогда ты поймёшь, как больно другому, и только тогда придёшь на помощь человеку, защитить, оградить.
Публикация «Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
Слово «милосердие» говорит само за себя – иметь доброе и милое сердце. Человек с милосердием всегда готов помочь кому-нибудь, умеет пожалеть, простить, поддержать в любой ситуации и не посмеяться над чьей-то бедой
Чтобы у ребёнка в дошкольной организации возникли тёплые, доверительные отношения со взрослыми важно правильно выстраивать взаимодействие в группе. Например, как сформировать чуткое и доброжелательное, приветливое отношение взрослого? Прежде всего такое отношение проявляется в том, что взрослый уважительно относится к интересам и опыту ребёнка, его идеям, открытиям, секретам и увлечениям, может понимать и принимать чувства ребёнка, в том числе и негативные, не отрицать их. Речь не в том, чтобы идти на поводу у детей, потакать их капризам. Просто нужно показать ребёнку, что его чувства понятны и принимаются взрослым, что взрослый в любых обстоятельствах относится к ребёнку с пониманием и теплом, но готов помочь пережить и преодолеть обиду, гнев или раздражение. У детей часто возникают негативные чувства – гнев, обида, страх. Важно, чтобы взрослый не обесценивал их, а сумел показать, что ребёнок услышан. Когда ребёнок чувствует, что его эмоции приняты, он гораздо быстрее сможет справиться, успокоиться и переключиться на что-то интересное. Доброжелательное отношение взрослого может проявляться и в том, что он:
- обращается с ребёнком тепло;
- называет ребёнка по имени;
- сердечно приветствует ребёнка, когда тот приходит в детский сад;
- доброжелательно прощается с ребёнком вечером.
Необходимо проявлять чуткость к чувствам детей и во время режимных моментов, связанных с переходом ко сну и пробуждением, едой и так далее. Это особенно важно, когда ребёнок сталкивается с трудностью – разлил воду, неправильно обулся или у него что-то не получается. Во всех этих ситуациях дети особенно беззащитны, а их тревога может быть выше, чем в другое время. От доброжелательного, спокойного и терпеливого поведения взрослого зависит самоуважение ребёнка. В таких ситуациях недопустимо давить на чувство стыда и вины, тем более стыдить при сверстниках – это сильно травмирует детей. Важно помочь ребёнку почувствовать себя хорошим и компетентным.
Конечно, задача осложняется тем, что в группе детей слишком много, и взрослому не так просто откликнуться на чувства каждого. Но при умелом руководстве сама детская группа начинает помогать педагогу. Если правила поддерживающего взаимодействия принимаются детьми, они постепенно начинают поддерживать друг друга – утешать, помогать и т. д., создавая в группе тёплую, дружелюбную атмосферу. В такие группы дети идут с радостью.
Еще пример чуткого и доброжелательного, приветливого отношения взрослого - это, когда ситуация в детском саду для ребёнка комфортна, когда она предсказуема. Предсказуемость создаётся за счёт ежедневных групповых традиций[2, с. 17] :
- утренний круг, где дети могут поприветствовать друг друга, настроиться друг на друга, поделиться чувствами и мыслями;
- традиционные игры;
- чтение перед сном;
- рассказывание сказочных историй, сочинение книжек и т. д.
Главное, чтобы эти традиции не оказались формальными, были приняты детьми, а ещё лучше – создавались с их участием.
В своей работе по формированию чувства доброты у воспитанников дошкольного возраста, с самого раннего возраста провожу беседы, где уделяю внимание и делаю акцент на развитии добрых поступков. Заучиваем стихи на темы доброты и заботы о ближних. На развитии речи и в режимных моментах обогащаю словарный запас детей такими словами, как: «добрый», «чуткий», «отзывчивый», «ласковый», «милосердный» и др. В пословицах и поговорках учу воспитанников умению понимать смысл пословиц и поговорок о добрых поступках, ведь пословицы и поговорки это наша «золотая» кладезь мудрости, изложенная в цитатах. С первых дней приучаю детей нашей группы к ответственности, спокойному разговору и уважительному отношению как к детям, так и ко взрослым. Создаю в группе красоту и уют, комфортность и доступность для игр. Большое внимание уделяю культуре поведения детей, их внешнему виду, аккуратности, подтянутости. Прививаю детям умение видеть неполадки во внешнем виде у себя и у другого ребенка и тактично помочь ему. В работе использую фронтальный, индивидуальный и подгрупповой методы общения с детьми. Во время образовательной деятельности особое внимание уделяю нравственной стороне вопроса или темы, слежу за ответами детей и их правильной реакцией на ответы других детей, чтобы избежать иронии и усмешек по отношению друг к другу. При проведении эстетических бесед, опираюсь на чтении литературных произведений или стихов, с последующим их обсуждения. Положительные персонажи и герои сказок вызывают у детей симпатии, желание подражать им. Отрицательные герои, как правило, высмеиваются и лишаются того, к чему стремились. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло, и к чему может привести зависть. Выполняя любую коллективную работу, дети относятся с серьёзной ответственностью за свой участок работы, с большим внимание относятся к соседу, предлагают помощь товарищу проявляя при этом максимум усердия и старания. Ежедневное использование настольно – печатных игр оказывает большое влияние на формирование милосердия у детей дошкольного возраста, например: игры развивающие словарный запас детей, игры по карточкам - «Когда мы так говорим?», «Как еще можно сказать?», «Составь предложение». Важно использовать ребусы, кроссворды, игру: «Хорошо - плохо», подвижные игры: «Вежливые прятки», «Вежливые жмурки», игры с мячом: «Назови ласково», «Чем я помогу маме» и т. д., речевые игры, сюжетно - ролевые: «Парикмахерская», «Семья», «Дочки - матери»[3, с. 35].Систематическое активное участие в конкурсах различного уровня также способствует духовно-нравственному воспитанию детей. Поступки детей не всегда бывают справедливыми и добрыми. И моя задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детское сознание, что смеяться над чужой бедой некрасиво. Использую в своей работе тематически подобранные картинки. Каждую ситуацию мы всей группой детей обсуждаем. Очень важно задавать детям вопросы, как бы они поступили в данной ситуации. Ответы детей бывают разные, а цель этих бесед одна – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила. Результатом работы, конечно, станет, то, что дети научатся обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами своего поведения, а также других людей.
Список используемой литературы:
1. Мир детства : Дошкольник / В. Н. Аванесова, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер ; ред. А. Г. Хрипкова. – Педагогика, 1987г. - 419 с.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо
вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Изданиепятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
3. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования : Методическое пособие/Под. ред. О. А. Шиян. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2022. – 248 с.