анастасия цой
Формирование чувства цвета у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование чувства цвета у детей 5-7 лет
Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность в детском саду требует правильной ориентировки детей в цветах, цветовой гамме, умения отразить богатство и разнообразие красок окружающей действительности.
Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного в прошлом опыта восприятия.
Публикация «Формирование чувства цвета у детей 5–7 лет» размещена в разделах
Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений. Однако у детей к 5-7 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе обучения. Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных занятий. Хочу поделиться опытом по развитию чувства цвета у дошкольников старшей и подготовительной группы.
Ознакомление детей с основными цветами спектра.
Задача: дать представление о цветах спектра, их названиях, порядке расположения.
Методические указания. Воспитатель должен подготовить следующий материал: акварель, альбомные листы, кисти средние; цветные иллюстрации с изображением радуги-дуги. Эти занятия могут проводиться с чтением стихов, сказок, рассказов.
Воспитатель объясняет, что в природе существует очень много цветов и их оттенков, но есть самые главные, яркие цвета, их семь, и располагаются они в определенном порядке. Это радуга. Если правильно нарисовать радугу, можно легко запомнить все эти цвета, - говорит воспитатель и предлагает всем детям нарисовать радугу, но сначала назвав все ее цвета. Для запоминания последовательности можно использовать всем знакомые выражения:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
Как Однажды Жак-Звонарь Голубой Светил Фонарь,
-где каждое слово начинается на букву цвета в радуге. Дети с удовольствием рисуют радугу, дополняют рисунки своим замыслом.
Ознакомление с теплыми и холодными цветами.
Воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, что цвета могут быть теплыми и холодными. Рассказать, какие цвета радуги относятся к теплым (желтый, оранжевый, красный, какие к холодным (голубой, синий, фиолетовый) и почему. Теплые цвета напоминают солнце, огонь, холодные - лед, снег. Обычно на одном занятии знакомимся с теплыми цветами, на втором – с холодными. Темы можно предложить разные. В старшей группе рисуем Золотую рыбку и Цветок для Снежной Королевы. Это может быть Жар-Птица или Снежный узор и т. д. Обычно на занятиях данного цикла используем гуашевые краски и палитры, чтобы была возможность почувствовать цвет, поэкспериментировать с ним: получить оранжевый путем смешивания желтого и красного, голубой цвет, разбавляя синий белилами. Детям нравится самим получать оттенки основных цветов, они чувствуют себя настоящими художниками, и от этого процесс превращается в творчество.
В подготовительной группе предлагаются темы Теплое Царство и Холодное Царство. Дети имеют возможность пофантазировать, кто может жить в таком царстве, придумать терем, дворец, замок, использовать все богатство холодных и теплых красок.
Ознакомление с разнообразием цветовых оттенков.
Задача. Развивать представления детей о богатстве и разнообразии цветовых оттенков, цветовой гаммы в целом.
Методические указания. Понимая сложность задачи, воспитатель должен помнить о ее практическом воплощении в простой, доступной детям форме, подчеркивая при этом ее художественное содержание. В подготовительной группе детям предлагается задание на получение разных оттенков одного и того же цвета. Используем гуашь одного цвета, белила, палитру. Из основного цвета путем смешивания с белилами дети получают как можно больше разных оттенков. Можно нарисовать цветок, город с домами, узор.
Также в этой технике получаются интересные пейзажи – лес, горы. Дети испытывают настоящее удовольствие от того, что сами получают новые оттенки, и интерес к тому, что, используя всего два цвета, можно получить целую картину.
Цвет выполняет основную роль в языке живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.