Водяницкая Людмила
Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности
В решении задач нравственного воспитания большое место занимает формирование у детей дошкольного возраста представлений о нормах морали. Причем эти представле- ния должны найти свое применение в практической жизни, служить средством регуля- ции поведения ребенка, его отношения окружающим, ибо только при таком условии они не останутся лишь «знаемыми, но не действенными» (А. В. Запорожец).
Публикация «Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности» размещена в разделах
Педагоги и психологи считают, что в дошкольном возрасте создаются возможности для формирования элементов самосознания и, в частности, самооценки. В. С. Мухина отмечает: самосознание – это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отно- шение.
Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке своих достижений и неудач, своих возможностей.
Известно, что самооценка может быть адекватной, то есть соответствующей реальным проявлениям, достижениям, и неадекватной – завышенной или заниженной.
При завышенной самооценке у ребенка отсутствует самокритичность, он преувеличи- вает свои достоинства, не принимает замечаний в свой адрес, что может стать причиной конфликтной ситуации в группе.
При заниженной самооценке ребенок нерешителен, обидчив, замкнут, он не верит в свои силы. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых.
Лишь адекватная самооценка обеспечивает ребенку правильное отношение к своим успехам и неудачам (начало самокритичности, к их одобрению или неодобрению.
Такой ребенок принимает замечания педагога, осознавая их справедливость, призна- вая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе. Он умеет счи- таться с замечаниями сверстников, учитывает их мнение, спокойно воспринимает их от- рицательные оценки, сохраняя уверенность в себе.
Известно, что дети дошкольного возраста свойственна в основном завышенная само- оценка. В то же время исследования показывают, что старшие дошкольники начинают осознавать особенности своих поступков, а по мере усвоения общепринятых норм и пра- вил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.
Одним из главных факторов формирования адекватной самооценки у детей являются оценочные воздействия педагога. Они включают в себя эмоциональный и познаватель- ный элементы, поэтому не только направляют внимание ребенка на хорошие и плохие стороны его поступков, но и вызывают соответствующий эмоциональный отклик, по- буждают к саморегуляции поведения, к стремлению соответствовать положительным оценкам.
Следует подчеркнуть, что отрицательная оценка взрослым действий или результатов деятельности воспринимается им как отрицательная оценка его самого, вызывает спад в эмоциональном состоянии, не способствует установлению доверительных отношений с педагогом. Поэтому необходимо избегать прямых отрицательных оценок. Например, увидев ошибку в действиях ребенка, недостаточно только указать на нее или показать, как ее исправить. Необходимо обсудить причину появления ошибки, способы ее исправ- ления, ибо в противном случае дошкольник либо оставит работу незаконченной и будет ждать дальнейшей помощи взрослого, либо начнет копировать действия соседа. К та- кому же результату нередко приводят используемые педагогом неопределенные оценки типа «невнимательный», «не получилось».
Доброжелательность, заинтересованность взрослого, разумная требовательность ока- зывают существенное влияние на развитие на развитие у ребенка адекватной само- оценки.
Формирование адекватной самооценки необходимо связывать с обучением детей навыку самоконтроля, который помогает обнаруживать и устранять ошибки при выпол- нении заданий на основе сравнения результата работы с предъявленными условиями.
В качестве приема, позволяющего детям понять значение самооценки и само- контроля, используется слуховой диктант.
(Детям дается задание выложить узор из счетных палочек (педагог заранее рисует этот узор для себя). Затем взрослый разъясняет задание).
ПЕДАГОГ. Сейчас вы будете выкладывать узор из палочек по моим указаниям. Например, я скажу: «Палочка лежит» - и нарисую палочку так. (Рисует на доске гори- нарисовать палочку? ( Ребенок рисует справа от горизонтальной линии вертикальную и объясняет: «Я рисую палочку сверху вниз»). А если я скажу: «Палочка лежит, а над ней лежит еще одна палочка», что вы сделаете? ( Ребенок рисует две параллельные гори- зонтальные линии и объясняет: «я рисую палочку слева направо, а над ней еще такую же.)
Я вижу, вы поняли задание. Теперь я буду диктовать, а вы будете выкладывать, а не рисовать палочки.
(Проводится диктант. По окончании педагог вывешивает образец и предлагает детям оценить свою работу.)
ПЕДАГОГ. У вас на столах лежат кружки. Если вы считаете, что узор выполнен пра- вильно, положите рядом с ним три кружка. Если увидели у себя одну – две ошибки, по- ложите рядом два кружка. Если вам не удалось правильно выполнить задание – один кружок.
(Педагог проверяет, насколько объективны были самооценки детей. Затем разъясняет, что результат своей работы надо оценивать, сравнивая его с указаниями взрослого.)
ПЕДАГОГ. Чтобы найти допущенные ошибки, надо сравнивать мое задание с тем, что у вас получилось. Я буду рисовать на доске узор, а вы проверяйте, так ли вы его вы- ложили.
Вспомните, я сначала сказала: «Палочка лежит». (Рисует на доске горизонтальную ли- нию.) Проверьте, все ли так положили палочку.
Теперь я буду постепенно рисовать весь узор, а вы проверяйте.
(Осуществляется самоконтроль. Затем педагог подводит итоги, не подчеркивая, кто из детей какие ошибки допустил.)
ПЕДАГОГ. Теперь вы поняли: надо быть внимательным, чтобы выполнить задание правильно, а также надо проверять себя, чтобы обнаружить возможные ошибки.
Умение обнаружить свои ошибки – важное умение. Оно позволяет увидеть, чему еще надо научиться, в чем поупражняться. Ошибку можно исправить, и тогда в следующий раз вы ее уже не допустите.
Занятие, на котором ставится задача формирования навыков самоконтроля и само- оценки, проводится примерно один раз в неделю, причем необходимо подбирать такие задания, в которых имеются определенные требования к результату и которые не тормо- зят замыслы детей.
Например, детям предлагается рисование с натуры пирамидки из семи колец разного цвета. Ставиться задача – рассмотреть пирамидку, запомнить, сколько у не колец, какого они цвета и как расположены. Затем пирамидку убирают.
Такое задание содержит три требования к результату:
- изображенных колец должно быть семь;
- кольца надо располагать последовательно – от нижнего, самого большого, до верх- него, самого маленького;
- при раскрашивании колец нельзя заходить за контур.
По окончании работы детям предлагается оценить результат, сравнив его с требова- ниями, а затем с натурой. (Пирамидка вновь выставляется на стол.)
Чтобы задание не имело форму прямого обучения, детям предлагается нарисовать пи- рамидку по своему желанию, самим определить задание (количество колец, их цвет, рас- положение) и даже заменить кольца шариками, кубиками, цилиндрами. Затем выполнен- ное задание надо оценить с помощью кружков.
В заключение целесообразно вывесить все работы, положительно оценить замыслы детей, а также попросить проанализировать допущенные ошибки. (Я положил два кружка, потому что, закрашивая кольца, заходил за край. Я нарисовала три кружка, по- тому что все сделала правильно: нарисовала семь колец разного цвета, ни разу не зашла
линию). Потом я скажу: «Рядом палочка стоит». Кто догадался, как за контур, кольца расположила от самого большого к самому маленькому. А во второй пирамидке я нарисовала шарики, но их тоже семь, они все разного цвета, они все распо- ложены от большого к маленькому.)
ЗАНЯТИЕ
УЛИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА
ПЕДАГОГ. Сегодня вы будете выполнять аппликацию «Улицы нашего города». Ска- жите, пожалуйста, на улице все дома одинаковые? (Нет, есть дома низкие, высокие, длинные.) Как на этажах расположены окна? (Все окна на каждом этаже расположены в одну линию. Если дом не одноэтажный, то окна – одно под другим.) Правильно, и помните, что дома выстроены по одной линии вдоль тротуара.
Итак, вы будете вырезать дома, какие вам хочется: высокие, низкие, с разным числом окон. Но, когда будете наклеивать дома на лист бумаги, нужно помнить: все окна на этаже располагаются на одном уровне в ряд (первое условие); окна в доме, в котором несколько этажей, располагаются одно под другим (второе условие); все дома будут сто- ять на одной линии вдоль тротуара (третье условие). Возле домов вы можете нарисовать все, что хотите: деревья, клумбы с цветами и т. д.
(По окончании работы педагог предлагает оценить ее результат, нарисовав в углу ли- ста один, два или три кружка. Двое – трое детей по желанию рассказывают, как они оце- нили свою работу. Педагог поддерживает тех, кто открыто указал на допущенные ошибки.)
ПЕДАГОГ. Вы учитесь, и поэтому ошибки возможны. Но умение находить их и ис- правлять поможет добиться лучших результатов.
ЗАНЯТИЕ УЗОР
(Педагог заранее готовит три рисунка на квадратных листах бумаги; один из них соответствует заданию, второй содержит две ошибки, третий не соответствует зада- нию).
ПЕДАГОГ. Сегодня вы сами будете придумывать узоры, но с учетом определенных условий;
- в центре листа должен быть цветик - семицветик;
- в каждом углу – круг и вокруг него – точки;
- по верхнему и нижнему краям – волнистые линии.
Я покажу вам три рисунка, а вы оцените, соответствуют ли они заданию. (Показывает первый рисунок, соответствующий всем условиям).
ПЕДАГОГ. Проверим, выполнены ли все условия. Какую же оценку дать работе? (Нужно нарисовать три кружка).
(Показывает второй рисунок, в котором допущены две ошибки, например, у цветика
– семицветика не хватает одного – двух лепестков или лепестки одного цвета. Педагог побуждает детей определить, какие условия не выполнены. Затем они обсуждают, какую оценку дать работе. (Нарисовать два кружка).
(Показывает третий рисунок, в котором много ошибок. Если дети затрудняются при их определении или в оценке результата, следует напомнить об условиях задания).
ПЕДАГОГ. Сегодня вы учились оценивать результаты работы, их соответствие усло- виям задания. Очень важно уметь проверять свою работу, вовремя увидеть ошибки и ис- править их. Это очень нужные умения. Тот, кто нашел свою ошибку, - молодец: он смог проконтролировать себя. А чтобы исправить ее, можно поупражняться, вспоминая усло- вия задания.
(После таких разъяснений педагог предлагает детям нарисовать узор по своему жела- нию, учитывая при этом определенные условия (те же, что предъявлены ранее). Затем просит детей оценить свои работы.
ПЕДАГОГ. Как вы думаете, почему были допущены ошибки? Почему надо выпол- нять задание, помня все условия? Как проверить, точно ли выполнена работа? Почему важно уметь оценивать свою работу?
Таким образом, формирование адекватной самооценки у старших дошкольников в продуктивной деятельности предполагает использование ряда приемов:
- обучение способам самооценки путем сопоставления полученных результатов дея- тельности с заданием;
- разъяснение значимости самооценки и ее связи с самоконтролем на основе рассмат- ривания образцов;
- тщательный анализ вместе с ребенком результатов его работы, выслушивание его объяснений; коррекция ошибочных суждений;
- формирование критического отношения к своей работе, понимание возможности до- пущения ошибок в процессе обучения;
- разъяснение причин возникновения ошибок и способов их исправления:
- поддержка, а не осуждение детей, допущенных ошибок в предлагаемых заданиях.