Папки-передвижки

Фонематический слух и способы его развития

Елена Николаевна Введенская
Фонематический слух и способы его развития

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух - способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является частью физиологического слуха и основой для понимания смысла сказанного. Заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "мишка-миска", "дом-том", "тачка-дачка".

Публикация «Фонематический слух и способы его развития» размещена в разделах

Фонематическое восприятие – способность определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове СУП? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Развитый фонематический слух способствует быстрому и правильному освоению устной и письменной речи.

В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха. Для детей более младшего возраста подойдут игры на различение неречевых звуков, высоты, силы, тембра голоса.

Вначале детей учат слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум погремушек, ветра, звучание музыкальных инструментов, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак…

Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов вначале резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом близких по акустико-артикуляционным признакам.

Для того чтобы ребенку было легче ориентироваться в потоке звуков, нужно ему объяснить, как получается звук. В его образовании принимают участие губы, зубы и язык. Чтобы это увидеть, понадобится зеркало.

Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух.

Начинать нужно с гласных или тех согласных, которые можно произнести протяжно:

Найди [а] среди звуков: УАОИРСЭАМА

Найди [с] среди звуков: АОШСУСОНС

Когда ребенок научится выделять заданный звук, можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком. Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных, выделения звука в середине слова и в конце.

Например: если услышишь, что слово начинается со звука [а], хлопни в ладоши.

СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН и т. п.

Для закрепления навыка выделения первого звука в слове можно предложить ребенку выполнить графические диктанты, смысл которых состоит в том, чтобы раскрасить клеточку в правильный цвет. Если слово начинается на [а]– закрашиваем клеточку цветом, если на другой звук, то значит, цвет клеточки белый, т. е. закрашивать ее не нужно, просто пропускаем.

Так, предыдущее упражнение будет выглядеть следующим образом:

После таких упражнений самое время поработать над слуховой памятью.

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

• мак-бак-так

• ток-тук-тык

• бык-бак-бок

• дам-дом-дым

• моток-каток-поток

• батон-бутон-бетон

• будка-дудка-утка

• клетка-плётка-плёнка

Можно предложить ребенку прослушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных:

• канава-канава-какао-канава

• ком-ком-кот-ком

• билет-балет-билет-билет

• дудка-будка-будка-будка

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Способы развития сенсорики у детей»Консультация для педагогов и родителей «Способы развития сенсорики у детей» Развитие сенсорики у детей должно быть увлекательным и интересным, чтобы стимулировать их естественное любопытство и желание учиться.

Фонетико-фонематический логорассказ для детей подготовительной группы «Зоя. Звук [З]» Цели: закрепление произношения звука [З], развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа, составления и чтения слов из.

Фонетико-фонематический логорассказ «Соня и Сима. Звуки [С] и [С’]» Цели: дифференциация звуков [С] и [С’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонематический слух и способы его развития
Опубликовано: 7 апреля 2025 в 18:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фонематический слух и способы его развития» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Введенская (УИ 3408011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД