Елена Николаевна Введенская
Фонематический слух и способы его развития
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух - способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является частью физиологического слуха и основой для понимания смысла сказанного. Заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "мишка-миска", "дом-том", "тачка-дачка".
Публикация «Фонематический слух и способы его развития» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
Фонематическое восприятие – способность определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове СУП? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Развитый фонематический слух способствует быстрому и правильному освоению устной и письменной речи.
В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха. Для детей более младшего возраста подойдут игры на различение неречевых звуков, высоты, силы, тембра голоса.
Вначале детей учат слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум погремушек, ветра, звучание музыкальных инструментов, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак…
Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков.
Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов вначале резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом близких по акустико-артикуляционным признакам.
Для того чтобы ребенку было легче ориентироваться в потоке звуков, нужно ему объяснить, как получается звук. В его образовании принимают участие губы, зубы и язык. Чтобы это увидеть, понадобится зеркало.
Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух.
Начинать нужно с гласных или тех согласных, которые можно произнести протяжно:
Найди [а] среди звуков: УАОИРСЭАМА
Найди [с] среди звуков: АОШСУСОНС
Когда ребенок научится выделять заданный звук, можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком. Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных, выделения звука в середине слова и в конце.
Например: если услышишь, что слово начинается со звука [а], хлопни в ладоши.
СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН и т. п.
Для закрепления навыка выделения первого звука в слове можно предложить ребенку выполнить графические диктанты, смысл которых состоит в том, чтобы раскрасить клеточку в правильный цвет. Если слово начинается на [а]– закрашиваем клеточку цветом, если на другой звук, то значит, цвет клеточки белый, т. е. закрашивать ее не нужно, просто пропускаем.
Так, предыдущее упражнение будет выглядеть следующим образом:
После таких упражнений самое время поработать над слуховой памятью.
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
• мак-бак-так
• ток-тук-тык
• бык-бак-бок
• дам-дом-дым
• моток-каток-поток
• батон-бутон-бетон
• будка-дудка-утка
• клетка-плётка-плёнка
Можно предложить ребенку прослушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных:
• канава-канава-какао-канава
• ком-ком-кот-ком
• билет-балет-билет-билет
• дудка-будка-будка-будка