Гуляева Лариса
Физкультурно-оздоровительные технологии ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
-развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
-закаливание,
-дыхательная гимнастика,
-массаж и самомассаж,
-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
Публикация «Физкультурно-оздоровительные технологии ДОУ» размещена в разделах
-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий осуществляется воспитателями и специалистами ДОУ. Отдельные приемы этих технологий широко используются нашими педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технология закаливания и профилактика плоскостопия- это система медицинских мероприятий, которые у нас осуществляются под контролем медицинских работников.
Технология дыхательной гимнастики
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики, которые построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание. Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.
Дыхательная гимнастика очень полезна для организма ребенка: она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Благодаря дыхательной гимнастике, дети научатся расслабляться и успокаиваться. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно - сосудистой системы ребенка.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз снимает глазное напряжение, укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию. Ее можно делать как паузу и разгрузку в ходе детских занятий, требующих усидчивости и дающих нагрузку на зрение.
Чтобы дети могли проявить свою активность, лучше все занятия с ними проводить в игровой форме и использовать гимнастику для глаз в стихах.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз делать различные гримасы для снятия напряжения и артикуляционную гимнастику.
Технология игорового массажа и самомассажа
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Спасибо за внимание!