Приложение МААМ

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период. Игры на прогулке

Юлия Афанасова
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период. Игры на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы

Игры на прогулке в летний период в ДОУ.

Лето – пожалуй, самое благоприятное время для укрепления здоровья и развития детей. Наша задача – организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы они провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бодрости даже в условиях города. Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет большое воспитательное значение, она помогает развивать у дошкольников интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, формирует художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение. Лето вносит большие перемены в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ. С детьми активно проводятся игры, досуги, развлекательные и оздоровительные мероприятия на свежем воздухе, а формы их организации – в основном коллективные. Деятельное участие в это время в развлечениях, досугах, театрализованных представлениях, концертах безусловно обогащает детей новыми впечатлениями, развивает творческие способности, формирует коммуникативные навыки. Одним из важнейших вопросов в работе детского учреждения в летний период является организация досуга детей. Досуг предусматривает разнообразную деятельность: художественную, эстетическую, спортивную, а музыкальное сопровождение создаёт положительный эмоциональный настрой. Педагоги каждый год в летний период стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными, практическими занятиями. Традиционными формами работы летом являются: летние праздники, игровые минутки, музыкальные часы, игры-путешествия, творческие площадки. Это конечно же все интересно, весело, здорово, но как то уже однообразно, каждый год одно и то же, хочется чего то нового.

Темочки:

Цель летней оздоровительной работы в ДОУ: Создание оптимальных условий для летнего отдыха и оздоровления детей.

Задачи:

Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, закаливающим процедурам, проводимым на свежем воздухе.

Обеспечить максимальное пребывание детей на воздухе.

Продолжать закреплять знания детей в области гигиены, медицины.

Осуществлять комплекс закаливающих процедур, максимально используя природный фактор: солнце, воздух, вода.

Поддерживать тесную связь с родителями, привлекая их к участию в развлекательных мероприятиях, закаливающих процедурах, турпоходах.

Лето… Солнце… Воздух… Движение… Игра… Эти слова для каждого ребенка почти синонимы. Они играют ради игры, и нет ничего более естественного для каждого ребенка. Но мы- то с вами знаем, что игра – это четко организованный педагогический процесс. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами всех времен как одно из главных средств воспитания. Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие-ролевые, строительные, игры-драматизации и т. д. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство гармоничного развития личности.

Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми и самими играющими.

В русских городах и сёлах среди молодёжи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте и меткости. В связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих – назначение по желанию играющих или с помощью считалок.

Но прогресс не стоит на месте и с развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

Как известно, педагогические игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Для того, чтобы достичь такого результата, необходимо систематическое использование разнообразных подвижных игр в жизни малыша. Кроме того, большое внимание следует уделять подготовке педагога к проведению и организации подвижных игр, пособиям и оборудованию.

Чаще всего подвижные игры используются в целях повышения двигательной активности детей. Для того, чтобы у детей в процессе всего пребывания на свежем воздухе сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения игр и развлечений разного характера. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности.

При организации подвижных игр на воздухе, необходимо учитывать ряд факторов, среди которых одними из главных являются возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

Все мы прекрасно знаем, что дети младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т. п. Однако их двигательный опыт еще невелик, движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны для них. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно. Отсюда напрашивается вывод: организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на свежем воздухе требует постоянного внимания педагога, его помощи и даже непосредственного участия в играх и упражнениях малышей.

Больше всего на свете малыши любят бегать. Поэтому использование разнообразных перебежек на летней прогулке принесет детям не только пользу, но и огромную радость. Игра- перебежка «Лошадки» не только развивает умение бегать и ходить парами, но и воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Дети распределяются в пары по своему желанию: один – лошадка, другой – кучер и начинают перемещение с одного края площадки на другой. Затем по сигналу воспитателя дети меняются ролями.

Очень любимы детьми игры, позволяющие примерить на себя какой либо образ. Игра «Курочка – хохлатка» предполагает непосредственное участие педагога. Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребенок изображает кошку. Курица – мама выходит со своими цыплятами погулять, говоря при этом:

Вышла курочка – хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, она говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей – мамой убегают.

В играх на свежем воздухе можно использовать не только выносной спортивный инвентарь, но и природный материал, естественные препятствия, созданные самой Матушкой – природой. Так в подвижной игре «Змейки» кегли можно заменить кочками, которых на участке немало. Старательно оббегая каждую кочку, дети не только упражняются в беге «змейкой», но и тренируют внимание. Эту же цель преследует и игра «Найди предмет». Очень просто найти среди деревьев, кустарников и зеленой травы спрятанную воспитателем куклу, кубик или ведерко. Но сколько нужно приложить усилия и внимания, чтобы заметить в этой же самой траве шишку или горстку желудей.

Большое значение для повышения двигательной активности и воспитания силы и выносливости имеют игры с прыжками. Младшие дошкольники иногда чувствуют себя мячиками и ведут соответственно. Поэтому самой популярной игрой с прыжками среди малышей является игра «Мой веселый, звонкий мяч». Дети по мгновению волшебной палочки превращаются в мячи, а воспитатель – в ребенка. Выполняя в воздухе движения, символизирующие отбивание мяча, воспитатель приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

(С. Маршак)

Прочитав стихотворение, воспитатель говорит: «Сейчас догоню!». Дети перестают прыгать и убегают, а воспитатель делает вид, что ловит их.

Игра «Бабочка», так же как и предыдущая, направлена на развития умения прыгать в высоту. На конец небольшого прута или палки привязывают шнурок и к нему вырезанную из бумаги бабочку. Воспитатель держит прут так, чтобы бабочка не слишком быстро летала над головами детей. Малыши подпрыгивают, стараясь дотянуться до нее.

Игры с прыжками в длину имеют однообразное содержание. Чтобы дети не потеряли к ним интерес, очень важно использовать природный материал. Игру «Из обруча в обруч» можно превратить в игру «На лесной полянке», когда связанные в форме круга тонкие прутики заменяют обручи.

Игра «Обезьянки» особенно привлекательна для малышей не только возможностью лазать по гимнастической стенке, но и вкусным трофеем, добытым в игре. В качестве трофеев можно использовать яблоки или даже конфеты, привязанные за ниточку к самому верху гимнастической стенке. Дети должны взбираться на дерево – гимнастическую стенку, как обезьянки, которые срывают фрукты с деревьев. Дети играют в паре. Когда они научаться уверенно взбираться на стенку и спускаться с нее, можно усложнить задание, предложив им перебираться с пролета на пролет, как будто с дерева на дерево.

Каждому из нас известно, что подвижная игра очень мобильный метод воспитания. Взяв с собой на прогулку всего лишь несколько обручей, обычные перебежки можно превратить в несколько сюжетных игр. Так, например, игра «Такси» учить детей не просто бегать парами, а приучает соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре. Дети становятся внутрь большого обруча, держат его в опущенных руках. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или в специально обозначенном месте. Через некоторое время меняются ролями. Одновременно играет несколько пар детей. В усложненном варианте воспитатель предлагает детям двигаться в разных направлениях, делать остановки и менять пассажиров. В игре «Зайцы и волк» вместо кустов, которых может не оказаться на участке детского сада, используются обручи. Они будут выполнять роль домиков, в которых можно прятаться зайкам от волка.

Дети 5 - 6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми и ловкими, они лучше ориентируются в пространстве в пространстве и увереннее действуют в коллективе. Несмотря на достаточный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации игр на воздухе. Дети должны научиться соблюдать правила игры, играть честно и не обманывать, не наталкиваться во время бега на других детей и еще очень многому, что позволит детям играть дружно, а педагогу – экономить время на организации и увеличить продолжительность игр. Чтобы у детей не возникали споры по поводу того, кому водить, кто будет ловишкой, нужно научить их простым народным считалкам, при помощи которых можно легко и быстро выбрать водящего. Дети быстро запоминают считалки и могут пользоваться ими самостоятельно.

С детьми этого возраста могут проводиться описанные выше игры, однако их привлекают более сложные двигательные задачи. Смысл игры «Перенеси предметы» заключается в том, что дети должны перенести предметы из одного обруча в другой. Эта игра носит характер эстафеты, что является новым, а значит самым интересным для детей старшего дошкольного возраста. К любимым играм детей этого возраста относятся «Ловишки». Вариантов этой игры превеликое множество. И все они часто используются в самостоятельно организованных играх. «Ловишка с ленточкой», «Ловишка с мячом», «Ловишка с приседанием», «Ловишка в кругу» - все эти игры предполагают наличие большого пространства и свежего воздуха, так как после интенсивного бега необходимо проведение дыхательной гимнастики. А ее проведение на свежем воздухе играет неоценимую роль в оздоровлении детского организма.

Игры – эстафеты с преодолениями препятствий широко используются при проведении спортивных праздников и развлечений. Сюда включаются эстафеты с мячом, обручем, скалкой, и различными природными материалами. В полосу препятствий можно включать гимнастическую стенку. Игра «Мы пожарные» включает в себя преодоление ямы с песком, подлезание под натянутой веревкой, перепрыгивание через скакалку, лазанье на гимнастическую стенку. Проведение такой игры на свежем воздухе в быстром темпе и в приподнятом настроении оказывает огромное влияние на развитие физических и личностных качеств детей.

С детьми этого возраста можно включать в прогулку элементы спортивных игр и их упрощенный вариант. К таким играм можно отнести «Футбол», «Хоккей на траве», «Баскетбол». Прелюдиями к этим играм являются игровые упражнения, позволяющие детям освоить основные движения, необходимые при игре.

Подвижные и спортивные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, кругу, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Подчинение правилам игры воспитывает у детей внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр и их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с правилами и указаниями.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может и должен осуществлять при помощи подвижных игр на свежем воздухе.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологийФизкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конспект родительского собрания «Физкультурно-оздоровительная работа в группе» Тема: физкультурно- оздоровительная работа в группе, нетрадиционное рисование. Цель: познакомить родителей с работой, которая ведется в.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период»Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период» "Организация двигательной активности детей на прогулке в летний период" Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 1Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 2На зарядку – становись!Физическое воспитание дошкольников.

Работа музыкального руководителя в летний оздоровительный периодРабота музыкального руководителя в летний оздоровительный период Работа музыкального руководителя в летний оздоровительный период Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период»Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период» Выступление на родительском собрании. "Физкультурно- оздоровительная работа в адаптационный период" Всем Физкульт- привет! Вот и начался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период. Игры на прогулке
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 20:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период. Игры на прогулке» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Афанасова (УИ 2017998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД