Светлана Сторожилова
Физкультурно-образовательный проект «Быть в движении — значит быть здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белочка»
Физкультурно-образовательный проект
«Быть в движении – значит быть здоровым»
Составила:
инструктор по физической культуре
Сторожилова С. Н.
Тамбов, 2021
Актуальность проекта
Здоровье есть высочайшее богатство человека.
(Гиппократ)
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения. Дошкольники большую часть времени находятся в детском саду, поэтому перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей.
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ – воспитание здорового человека.
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Цель проекта :
создание устойчивой положительной мотивации детей к сохранению и укреплению собственного здоровья, через формирование у них двигательных навыков, знаний и ценностей здорового образа жизни.
Задачи
Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
4. Удовлетворение потребности детей в движении.
Образовательные
1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
4. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
5. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность. Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
3. Воспитывать положительные черты характера;
4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
5. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
6. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
7. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Тип проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, медицинская сестра, родители.
Этапы проекта : подготовительный, организационный, заключительный.
Подготовительный.
Изучение литературы по теме проекта.
Анкетирование родителей.
Устный опрос родителей «В какие подвижные игры вы играете с ребенком дома?»
Составление плана реализации проекта. Подбор комплекса гимнастики для детей (на учебный год)
Разработка организации физкультурно-досуговых мероприятий с детьми.
Создание условий для двигательной активности детей.
Организационный.
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.
Проведение подобранного комплекса гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста.
Создание условий для двигательной активности детей.
Проведение подвижных игр с детьми.
Проведение комплекса пальчиковой, дыхательной гимнастики вместе детьми.
Проведение физкультурно-досуговых мероприятий с детьми.
Заключительный.
Сбор и обработка методических и практических материалов.
Анализ деятельности.
Обобщение результатов - соотнесение прогнозируемых и достигнутых результатов.
Мероприятия по реализации проекта
План мероприятий двигательного режима в детском саду.
Физкультурно - оздоровительные мероприятия.
Виды Формы работы Особенности организации Возраст
Утренняя гимнастика Традиционная, игрового характера, с предметами, музыкально - ритмические движения, сюжетная. Ежедневно: в группе, на свежем воздухе (по сезону) 2-7 лет
Двигательная разминка Игровые упражнения, танцевальные движения, подвижные игры Ежедневно в перерывах между занятиями, длительность 7 -10 минут 2-7 лет
Физкультминутка ОРУ, подвижная игра, дидактическая игра с различными движениями, танцевальные движения, подвижные игры Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия, длительность 2-3 минуты. 2-7 лет
Подвижные игры, физические упражнения и игровые упражнения на прогулке Подвижные игры разной степени интенсивности, игры - эстафеты, игры с правилами, упражнения в основных видах движений, спортивные упражнения, спортивные игры. Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки. Длительность 10-30 минут. Фронтально, подгруппами. 2-7 лет
Индивидуальная работа по развитию движений. Физические упражнения основных видов движений, спортивные упражнения. Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, на физкультурных занятиях, длительность 12-15 минут, малыми подгруппами, индивидуально. 2-7 лет
Гимнастика пробуждения. Разминка в постели, самомассаж стоп, дыхательная гимнастика, контрастно-воздушные ванны, босохождение, хождение по массажным коврикам, коррегирующие упражнения, принятие витаминных напитков. Ежедневно. 2-7 лет
Динамический час Подвижные игры, игры эстафеты, сюжетные двигательные задания, командные спортивные игры 1 раз в неделю длительность 15-30 минут. Проводится инструктором и воспитателем. 3-7 лет.
Физкультурные праздники и развлечения
1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовит.
группа
Сентябрь
Развлечение «Ёжик топал по дорожке» Развлечение «Много мячиков у нас» Развлечение «Волшебница осень!» Развлечение «Советы доктора Градусника». Спортивный праздник «Осенняя малая Олимпиада».
Туристический квест «Золотые тропинки»
Октябрь
Развлечение «Шарики – Смешарики» Досуг «Игры на осенней поляне» Развлечение «Сто затей от Осени». Досуг «Если с другом вышел в путь» Развлечение «Весёлые эстафеты».
Квест-игра "Ключи здоровья" - День здоровья
Ноябрь
«Цветные платочки» Развлечение «Сказочные веселые старты» Развлечение «Двигайся больше – проживешь дольше» Развлечение с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья» Развлечение с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья»
Праздник «Сплочен и един, наш народ непобедим!»
Декабрь
«В гости к солнышку». Досуг «Царство снежинок» Игра – эстафета «В гостях у бабушки Метелицы» Квест - игра
«Приключения в заколдованном лесу». Квиз -игра «Новогодний ералаш»
Январь
Развлечение «Снежинки – пушинки».
Развлечение «Веселые санки!» Развлечение «Путешествие к Снежной Королеве» Развлечение «Зимняя Олимпиада» Развлечение «Зимняя Олимпиада»
Туристический слет
Февраль
Спортивный праздник «Мой весёлый, звонкий мяч». Досуг «Русские богатыри» Досуг «Аты-баты, мы солдаты!» Спортивная игра «Зарница» Спортивная игра «Зарница»
Март
«Где был Иванушка» развлечение с родителями. Развлечение «Веселая физкультура» Развлечение «Спорт – это сила и здоровье» Развлечение «Азбука ловкости» Развлечение
«Азбука дорог»
Апрель
«Весёлая карусель». Досуг «Веселый обруч» Досуг «Турнир здоровячков» Досуг «Космодром здоровья» Досуг по ОБЖ «Азбука безопасности»
День здоровья
Май
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!" Спортивный праздник «Славы дедов будь достоин! Спортивный праздник «Славы дедов будь достоин! Праздник «Детская Олимпиада» Спортивная игра «Зарница»
Фестиваль туризма «Лесная азбука»
Мероприятия инструктора по физической культуре для воспитателей
Дата проведения Название мероприятия
сентябрь Консультация «Народные подвижные игры».
октябрь Консультация «Развитие самостоятельности в двигательной активности детей»
ноябрь Консультация «Физическое развитие детей в режиме дня»
декабрь Конкурс «Как мы делаем зарядку»
январь Консультация «Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей»
февраль Мастер – класс «Игры с мячом»
март Консультация «Больше внимания осанке»
апрель Консультация «Физкульминутки. Их значение и использование в режиме дня»
май Консультация «Значение ЗОЖ для здоровья человека»
План работы инструктора по физической культуре с родителями
Формы работы Младшая группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Организация совместных мероприятий с детьми, развлечения, досуги. Март – «Где был Иванушка?» Сентябрь –
Кросс наций.
Ноябрь – «Папа, мама, я – спортивная семья».
Январь «Зимние забавы».
Февраль «Зарница»,
«Лыжня России» Сентябрь –
«Кросс наций».
Ноябрь - «Папа, мама, я – спортивная семья».
Январь –
«Зимние забавы».
Февраль –
«Зарница».
«Лыжня России».
Консультации «Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста»
«Больше внимания осанке!» «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
Фотовыставка «Мы гуляем всей семьёй». «Спортивная семья» «Как я закаляюсь дома»
Лепбук «Если хочешь быть здоров -закаляйся!» «Подвижные игры на свежем воздухе» «Спортивный уголок дома»
Общие родительские собрания.
Сентябрь. Знакомство с планом работы по физкультурно - оздоровительному направлению.
Май. Анкетирование. Отчёт по физкультурно – оздоровительным мероприятиям.
Оздоровительные мероприятия
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1 Соблюдение воздушного режима, проветривание спортивного зала. По графику Инструктор по физ. культуре
2 Проведение противоэпидемических мероприятий при вспышках ОРВИ, гриппа, др. инфекционных и паразитарных заболеваниях В предэпидемический и эпидемический период Воспитатели, мл. воспитатели, м/с, Инструктор по физ. культуре
3 Кварцевание спортивного зала. В период роста заболеваемости Инструктор по физ. культуре
4 Физкультурные занятия на свежем воздухе Согласно расписания занятий Инструктор по физ. культуре
5 Физкультурные занятия в облегченной одежде Согласно расписания занятий Инструктор по физ. культуре
6 Физкультминутки и динамические паузы Согласно расписания занятий Инструктор по физ. культуре, воспитатели
Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение уровня физической готовности;
3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
4. Сформированность гигиенической культуры;
5. Улучшение соматических показателей здоровья;
6. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
Ресурсное обеспечение проекта
1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал.
3. Спортивный участок на территории ДОУ.
4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
5 Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д.).
6. Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».
Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Библиография
1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ. – М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
2. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья» Детство Перес,2004 г.
3. Картушина М. Ю «Быть здоровыми хотим», Москва 2004 г.
4. Маханева М. Д. «С физкультурой дружить - здоровым быть», Москва 2009
5. Г. Моргунова О. И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в дошкольном учреждении» Воронеж 2005 г.