Татьяна Яковлева
Физкультура для профилактики заболеваний органов дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по ОО «Физическое развитие» «Физкультура для профилактики заболеваний органов дыхания»
Механизмы нарушения внешнего дыхания
У часто и продолжительно болеющих детей наблюдается :
1. Нарушение механики дыхания вследствие :снижения эластичности лёгочной ткани, уменьшения подвижности грудной клетки,изменения тонуса и эластичности дыхательных мышц, изменения ритма дыхания.
Публикация «Физкультура для профилактики заболеваний органов дыхания» размещена в разделах
2. Сижение бронхиальной проводимости вследствие : бронхоспазма, бронхосклероза, механической обтурации дыхательных путей мокротой. Повышение энергоёмкости дыхания
3. Увеличеие мёртвого пространства вследствие частичного уменьшения или полного прекращения лёгочного кровотока
4. Снижение диффузной способности лёгких вследствие изменения состояния альвеолярно-капилярной мембраны.
Механизмы действия и задачи физической культуры при патологии органов дыхания
ЛФК при патологии органов дыхания действует в трё х направлениях : патогенетическом-обращенном против механизмов развития заболевания,профилактическом и общем тонизирующем.
Патогенетическое действие включает несколько механизмов:
1. коррекцию механики дыхания путём увеличения подвижности грудной клетки вследствие мобилизации ее сочленений,повышения эластичности мышц и сумочно -связочного аппарата восстановления нормальной экскурсии диафрагмы
2. улучшение кровоснабжения органов грудной полости,как следствии – ускорение рассасывания инфильтратов и транссудатов:
3. стимуляцию рефлекторных механизмов регуляции дыхания; нормализацию тонуса центрального дыхательного механизма.
Профилактическое действие состоит в улучшении функции внешнего дыхания вследствие овладения методикой управления дыханием. Улучшение функции внешнего дыхания,в свою очередь, приводит к уменьшении интоксикации. Посильная физическая нагрузка оказывает мягкое неспецифическое стимулирующее действе на иммунитет.
Общее тонизирующее действие гимнастики проявляется в повышении толерантности к физической нагрузке,снятие эмоционального напряжения и стимуляции обмена веществ.
О том, что функция внешнего дыхания нарушена, мы можем судить по следующим признакам :ребёнок дышит носом в покое и при минимальной физической нагрузке,дыхание шумное, тип дыхания верхнегрудной (надплечья подняты,плечевые суставы приведены, возможны варианты, когда на вдохе передняя брюшная стенка втягивается, на выдохе выступает)
Для улучшения функции внешнего дыхания необходимо организовать занятие так,чтобы дети дышали носом, опустили надплечья и включили диафрагму в дыхательный акт, например,предложить игру в следопытов,охотников. Опустить надплечья и зафиксировать их в этом положении, например сцепить руки в замок за спиной,потянуться вниз и назад – «возвращаемся с удачной охоты и везём за собой тяжёлую добычу.»
Для улучшения отхождения мокроты и расширения дыхательных путей детям можно перед началом занятия предложить травяной чай,включающий отхаркивающие и бронхолитики,обеспечить в помещении достаточную влажность,например, провести влажную уборку или поставить увлажнитель воздуха; а так же путём дыхания носом при выполнении физических упражнений во время разминки и основной части занятия.
Для облегчения отделения мокроты от стенок бронхов во второй половине основной части занятия чередует упражнения из различных дренажных положений,сочетают физические и звуковые упражнения, создающие вибрацию бронхиального дерева: «Рррр» «Пфф» «Ммм» «Шррух» «Вррот» «Вррух» Необходимо вывести мокроту в зону кашлевого рефлекса и вывести ее из организма.
Для мобилизации и выведения мокроты в зону кашлевого рефлекса детям предлагают выполнять статические и динамические дыхательные упражнения из дренажных положений и специальные статические дыхательные упражнения,спокойный глубокий вдох и серия коротких выдохов толчкообразными движениями диафрагмы.
Для облегчения выведения мокроты из бронхов и верхних дыхательных путей в конце занятия детям предлагают покашлять с закрытым ртом и ступенчатый кашель: тихое покашливание, при котором мокрота постепенно поднимается по дыхательным путям и выводится из организма