Тюрина Екатерина
Физкультминутки на занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях рисованием и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание и способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными и рассеянными.
Публикация «Физкультминутки на занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике, развитию речи учебный материал сочетается с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов; прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. д.
Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения.
В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. Б связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия.
Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы включают 23 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп 34. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом а также с выходом из-за стола.
На занятиях рисованием и лепкой детям даются движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др., наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо и влево и др.
На занятиях по математике и развитию речи даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой.
Заканчивается физкультминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.
Упражнения подбираются хорошо знакомые детям и повторяются для детей средней группы 34 раза, для старшего возраста 56 раз.
Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.
Физические упражнения проводятся и в перерывах между занятиями с целью активного отдыха. Для этого подбираются хорошо знакомые детям общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, попадание в цель, набрасывание колец и др. спокойные игры. Порядок выполнения общеразвивающих упражнений такой же, как на утренней гимнастике: вначале идут упражнения для рук и плечевого пояса, потом для мышц туловища и ног. После этого дается бег в чередовании с ходьбой. Упражнения выполняются 56 мин под руководством воспитателя или самостоятельно. Но и в последнем случае воспитатель может подсказывать детям, какими упражнениями целесообразнее им заниматься.
СТИХИ
ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
1. ГУСИ
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали
И тихонько побежали.
2. ДИМА ШЕЛ
Дима шел, шел, шел,
Земляничку нашел.
Ай, какая ягодка!
3. МЫ ПИСАЛИ
Мы писали! Мы писали!
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
4. ШЕЛ КОРОЛЬ
Шел король по лесу, по лесу, по лесу!
Встретил там принцессу, принцессу, принцессу!
Давай с тобой попрыгаем — раз, два, три!
Давай с тобой потопаем — раз, два, три!
Давай с тобой похлопаем — раз, два, три!
5. ЭТО ДЕРЕВЬЯ
Это деревья в лесу.
Ветер сбивает росу.
Это к нам птицы летят,
Крылья сложили назад.
6. МЫШИ
Вышли мыши как-то раз.
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный гром —
Убежали мыши вон.
7. РАЗ, ДВА - ВЫШЕ ГОЛОВА
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
8. РАЗ-МЫ ВСТАЛИ
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
9. ПЕСЕНКА МАРТЫШКИ
Лучшие качели — гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается — да, да, да!
Тот не огорчается никогда!
10. МЫ КАТАЛИСЬ
Мы катались на качелях.
Обошли все карусели.
Раз, два! Раз, два!
Закружилось голова.
11. КОГДА Я БУДУ МАЛЕНЬКИЙ
Когда я буду маленький,
В комочек я сожмусь.
Когда я вырасту большой,
До лампы дотянусь.
12. У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ
У оленя дом большой.
Не пройти дом стороной.
Заяц по лесу бежит, В дверь к оленю постучит.
Тук, тук — дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне скорей давай.
13. РАЗ, ДВА, ТРИ
Раз, два, три, четыре, пять —
Можно все пересчитать:
Сколько в комнате дверей,
В переулке фонарей,
Сколько дождичка из тучек.
Сколько на еже колючек.
14. У МЕДВЕДЯ
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Наш медведь домой пошел.
Поскакал и заинька.
15. РЫБКИ
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.
Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас
Столько мы подпрыгнем раз.
16.
Медвежата в чаше жили.
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так
Медвежата те дружили.
Мишки фрукты собирали.
Дружно яблоньку качали,
Вот так, вот так
Дружно яблоньку качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.
17 ЛАДОШКИ
Где ладошки? Тут?
Тут.
На ладошках пруд?
Пруд.
Этот палец большой —
Гусь молодой.
Указательный пой мал,
Средний палец ощипал,
Этот палец печь топил.
Этот палец суп варил.
Полетел гусь в рот.
А попал в живот.
- Вот!
18. МЫ БОКСЕРЫ
Мы боксеры, мы штангисты.
Бегуны и футболисты.
Мы плывем через моря.
Всюду есть у нас друзья.
19.
Как головою между листвою
Дятел деревья долби г.
Как на рыбалку и вперевалку
Гусь за гусыней бежит.
Как удивились, остановились
Гуси у самой реки.
Воду попили, крылья раскрыли
И потихоньку пошли.
20.
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травку покушали,
Тишину послушали
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
21. ВЕЛИКАНЫ ИЛИ ГНОМЫ
Великаны. (Дети вытягивают руки вверх)
Гномы! (Все приседают).
Великаны! (Все встают, а учитель приседает).
22. ДУБ
Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)
А над нами дуб высокий. (Руки вверх)
Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)
Головами зашумели (Хлопки)
Грянул гром, сосна упала, (Присели)
Только ветками качала. (Встали, покачали головой)
23. ЗАЙКА
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Надоело зайке спать,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
24. ДЛЯ РУК
Вот помощники мои (Руки вперед).
Их как хочешь поверни.
Покрутили, повертели
И работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы писать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
На носочках выше, выше,
И спокойнее подышим.
25.
КАК ЖИВЕШЬ?
Как живешь? (Вот так)
Как идешь?
Как бежишь? Ночью спишь?
Как даешь?
Как берешь?
Как шалишь? (Надуть щеки)
Как грозишь?