Иванова Виктория Викторовна
Физическое воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание детей
Физическое воспитание представляет собой комплекс разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию человека. В отношении детей дошкольного возраста физическое воспитание предусматривает решение 3 взаимосвязанных и дополняющих друг друга задач — воспитательных, образовательных и оздоровительных. Физическое воспитание способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию. Оно направлено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств — силы, быстроты, ловкости, выносливости, а также координационных способностей и умения сохранять равновесие. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию. В конечном итоге физическое воспитание является надежным средством увеличения биологических резервов организма ребенка.
Публикация «Физическое воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах
Такое разностороннее, благотворное влияние физическое воспитание оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом возрастных возможностей детей.
Одной из особенностей развития ребенка дошкольного возраста является естественная потребность в движении. Двигательная активность дошкольника (ДА) складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климатогеографических условий, от результативности физической культуры в плане воспитания потребности в движениях. При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечнососудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела.
Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений, .а также по продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Объем движений определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. За время пребывания в детском саду количество шагов в сутки должно составлять для детей 3 лет— 9—9,5 тыс., 4 лет — 10— 10,5 тыс., 5 лет — 11 — 12 тыс., 6 лет — 13—13,5 тыс.
Для контроля за фактическим объемом двигательной активности можно порекомендовать родителям приобрести шагомеры и при отклонении от возрастных показателей настойчиво добиваться увеличения объема движений, особенно у малоподвижных и ослабленных детей.
Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса.
Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120—130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140—средней, от 140 до 160— субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.
Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования. Между тем изучение режима дня в детских садах показало, что на долю двигательной активности приходится не более 30% времени бодрствования. Таким образом, ее продолжительность в 2 раза ниже рекомендуемой. Двигательная активность реализуется за счет организованных форм физического воспитания и свободной деятельности; Увеличение двигательного компонента в режиме дня прежде всего должны обеспечивать организованные формы физического воспитания.
Оптимизация постановки физического воспитания осуществляется в нескольких направлениях: четкое и обязательное выполнение общего учебновоспитательного режима; реализация в полном объеме программы физического воспитания; постепенное увеличение продолжительности и интенсивности нагрузки; привлечение к оздоровительной, учебной и воспитательной работе родителей.
Таблица 4
Типовая программа «Физическая культура в детском саду» (М., 1984) предусматривает различные виды и формы занятий по физическому воспитанию.
Физическое воспитание детей
Утренняя гимнастика
Физкультурное занятие для детей
Подвижная игра для детей
Медикопедагогический контроль за детьми
Физическая нагрузка для детей
Дети после острых заболеваний
Словесные приемы для детей
Использование физических упражнений после дневного сна
Закаливание для детей
Под влиянием закаливания
Закаливающий комплекс для детей
Физически выносливым детям рекомендуются.