Наталья Печерина
Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ»
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в
общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от
рождения до 7 лет. Именно в дошкольном детстве в результате
целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье,
общая выносливость и работоспособность, осуществляется наиболее
Публикация «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций,
закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных
способностей, что необходимо для всестороннего гармоничного развития
личности. В связи с этим в системе физического воспитания детей раннего и
дошкольного возраста осуществляется единая цель – подготовка к жизни,
труду, овладению определенным запасом двигательных навыков и умений в
момент поступления в школу.
Понятие «физическое развитие» в узком значении – это антропометрические
данные (показатели роста, веса, окружности груди, состояние осанки,
изгибов позвоночника, измерение свода стопы и другие).
В более широком смысле физическое развитие предполагает развитие
психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости и т. д.).
Основными задачами физического воспитания являются :
- укрепление и охрана здоровья ребенка;
- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий
(ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, бросания ловли, метания и т. д.);
- развитие ловкости, выносливости;
- формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
- формирование навыков гигиены;
- воспитание интереса к активному образу жизни и потребности в нем.
К формам организации физического воспитания детей дошкольного
возраста относятся : физкультурные занятия, физкультурно - здоровительные
мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие
процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей
(подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми,
самостоятельные занятия детей с различными видами физических
упражнений).
Основной формой физического воспитания являются физкультурные занятия,
на которых инструктор по физической культуре обучает детей всех
возрастных групп правильным двигательным навыкам.
К вопросам о физическом воспитании детей дошкольного возраста стоит
подходить со всей серьезностью: ни для кого не секрет, что здоровье детей из
- за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым
годом. Поэтому каждый педагог – дошкольник должен закладывать азы
физической подготовки и формировать у детей стимул к занятиям
физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни. По утрам в
детском саду проводится утренняя гимнастика, которая является
обязательной частью ежедневного режима ребенка. Она предполагает
совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих
разностороннее воздействие на организм. Зарядка, как еще называют
утреннюю гимнастику в практике, воспитывает у детей внимание.
Целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности,
вызывает эмоции и радостные ощущения.
Виды утренней гимнастики:
- традиционная, классическая;
- игрового характера;
- сюжетная;
- с использованием полосы препятствий;
- с включением оздоровительных пробежек;
- с предметами (кубики, флажки, погремушки, кегли, платочки и т. д.);
- с использованием простейших тренажеров (гантели, эспандеры, резинки);
- с включением музыкально – ритмических движений.
Физкультминутки – кратковременные физические упражнения. Если в
процессе организованной образовательной деятельности ребенок долго
сидит, то вследствие статистического состояния мышц возникают застойные
явления, влияющие на нервную систему и вызывающие чувства усталости.
Ребенок начинает проявлять двигательное беспокойство; старается изменить
позу, подчас невыгодную для формирования осанки. Выполнение физических
упражнений или подвижная игра вызывает активную работу мышц, а это в
свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает
интенсивность работы сердца, дыхания. Все это вместе влияет на
восстановление эмоционально – положительного состояния психики
ребенка, повышение умственной деятельности и общего физического
состояния. Усталость исчезает, и ребенок, отдохнув, снова охотно занимается.
Прогулки – одно из самых главных условий воспитания здоровых детей.
Закаливающее действие колебания температуры, свежий воздух, открытое
пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на
растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние
ребенка. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на
свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых
структурных компонентов:
- разнообразные наблюдения;
- трудовые действия;
- подвижные игры и игровые упражнения.
Подвижные игры являются важным средством физического воспитания. Они
оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он
упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании,
бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений
активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою
очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на
свежем воздухе. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его
физические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра
является незаменимым средством совершенствования движений,
способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации
движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не
сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен. В
подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети
познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.
Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в
течение дня. У детей большая потребность в движениях, однако, чтобы они
небыли бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное
руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для
ребенка деятельность, периодически корректировать ее и дозировать время.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать
подвижные игры с правилами. Они развивают творческую инициативу,
организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения
участников и выполнения правил, сближает детей.
Оздоровительные мероприятия также являются неотъемлемой частью
физического воспитания дошкольников. К ним относятся: проветривание
помещений, гигиенические процедуры (умывание, мытье рук, полоскание
ротовой полости комнатной температуры, воздушные ванны, ароматерапия,
гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики, босохождение
«по дорожкам здоровья», облегченная одежда, употребление лука, чеснока в
осенне-зимний период, витаминизация, самомассаж, коррегирующая
гимнастика (профилактика нарушений осанки и плоскостопия, релаксация,
упражнения для глаз, работа с родителями по укреплению здоровья детей,
оптимальный режим.
Таким образом, физическое воспитание имеет большое значение для
полноценного развития ребенка. Перед физическим воспитанием детей
дошкольного возраста стоит ряд задач, решение которых возможно при
использовании комплекса специальных средств.