Идолова Валентина Анатольевна
Физическое развитие детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Публикация «Физическое развитие детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача- стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
1. Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
2. Изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
3. Развитие речи посредством движения;
4. Формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
5. Управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующих в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
В работу включаются физические упражнения : построение в шеренгу (вдоль лини, в колонну друг с другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуются проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура- комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также созданию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физическая культура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты.
В ходе работы по физическому воспитанию учитываются рекомендации всех специалистов. Для ребенка с ДЦП важно соблюдать общий двигательный режим. Он не должен более 20 минут находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее подходящие для него упражнения. В свободное время дети принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях, спортивных праздниках, досугах. целью физического воспитания детей с ОВЗ, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе. При работе с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата следует опираться на труды М. В. Ипполитовой, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюковой, О. Г. Прихотько. При сенсорных, двигательных нарушениях в физическом развитии используются темы, такие как: «Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушение зрения, «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для детей с нарушением слуха, «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной сферы».
Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей здоровьесберегающим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ.