Симонова Алиса
Физическая среда и экологическая психология современных дошкольных образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая среда и "Экологическая психология" современных дошкольных образовательных организаций
[/b]
Аннотация
В статье исследуются особенности физической среды и «экологической психологии» современных дошкольных образовательных организаций. Авторы рассматривают проблему, как физическая среда влияет на эмоциональный фон и поведение детей. Дошкольные образовательные организации – это системы, в которых окружающая среда выступает связующим звеном многих взаимодействующих педагогических, социокультурных, учебных, мотивационных и социально-экономических факторов. Эффективная обстановка для обучения и воспитания выступает залогом успешности формирования личности воспитуемого.
Публикация «Физическая среда и экологическая психология современных дошкольных образовательных организаций» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: физическая среда, экологическая психология, дошкольные образовательные организации.
Окружающая среда – это живая, изменяющаяся система. Она определяет не только временные и ситуационные аспекты поведения индивида, но и комплекс его чувств, особенности поведения и пр.
Физические условия играют важную роль в поведении или культурных практиках, которые происходят в них. Качество окружающей среды, наличие и состояние ее особенностей, дисбаланс или гармония, присущие ей, выступают как факторы, определяющие качество деятельности, которая в ней осуществляется[1].
Специалисты по окружающей среде и поведению отметили особую озабоченность конструктивными особенностями этих условий, которые влияют на маленьких детей. В дошкольном детстве дети рассматривают окружающую среду эгоцентрически, связывая ее только с собой. Постепенно этот режим заменяется фиксированной системой отсчета, в которой ребенок ориентируется в окружающей среде по отношению к определенным ориентирам, которые впоследствии могут оказать значительное влияние на его личностное когнитивное и эмоциональное развитие.
В настоящее время появляется все больше исследований, авторы которых приводят убедительные доказательства в пользу того, что окружающая среда играет важнейшую роль в воспитании и развитии личности дошкольника в будущем. В частности, будущая успеваемость ребенка в школе может формироваться под влиянием психосоциальных факторов, организации работы в группе, методов обучения, а также физической среды, такой как климат, свет и шум. Если на начальном этапе обучения ребенок находится в условиях, не способствующих правильной организации учебно-воспитательного процесса, но в будущем он не будет в полной мере способен правильно организовать свою деятельность самостоятельно, поскольку постоянно отвлекающие и негативно влияющие на его психику факторы тормозят формирование процесса самоорганизации у ребенка [3].
В дошкольных образовательных организациях, в помещении и на открытом воздухе, должны быть созданы условия для поощрения различных видов игр, которые являются интересными, безопасными, подходящими и в достаточно степени сложными для детей. Для игр должно быть отведено соответствующее пространство, позволяющее ребенку свободно заниматься своей деятельностью в зависимости от возраста и прогресса в развитии. Игровое пространство должно быть безопасным, а также должно быть доступно для изучения и исследования ребенком.
Создание общественных и частных зон в помещениях по уходу за детьми является сложной задачей. Зоны общей двигательной или групповой активности в центре могут располагаться вдали от комнат, где спят дети. Неподходящая среда может создавать чрезмерный шум.
Высокий уровень фонового шума, безусловно, является распространенной и серьезной проблемой во многих дошкольных образовательных организациях [2].
.
Исследователи продемонстрировали, что существует связь между уровнем хронического шума в помещении и навыками предварительного чтения у детей дошкольного возраста. Также дополнительными источниками шума могут выступать автомагистрали, перекрестки улиц, железнодорожные линии и пр.
Большая часть усилий по снижению шума должна быть направлена на помещение, в котором проводятся занятия, а также на помещение для организации дневного сна.
Также авторы оценивают температуру, отопление и качество воздуха как наиболее важные индивидуальные элементы для формирования будущих достижений детей. Кроме того, следует отметить, что системы кондиционирования, вентиляции и отопления способствуют формированию здоровья ребенка в детском возрасте. Известно, что развитие полной дыхательной функциональности происходит примерно до 6-летнего возраста. В раннем детстве бронхиальное дерево все еще развивается, поэтому детям важно заниматься физическими упражнениями, как на занятиях, так и в игре, и развивать двигательные навыки. Однако, когда дети играют на улице, они вдыхают больше воздуха, чем взрослые, и могут подвергаться сильному загрязнению, поэтому если качество воздуха на улице неудовлетворительное, то большую часть игр следует перенести в помещение. Педагоги и родители должны знать, что близлежащее строительство и дорожное движение могут увеличить загрязнение окружающей среды, что негативно повлияет на здоровье детей [2].
Также цвет стен и интерьера в помещении ДОО оказывают большое влияние на детей. Осязание напрямую связано с когнитивным развитием, а цвет имеет далеко идущие последствия, которые влияют на поведение. В то время как холодные цвета, как правило, оказывают успокаивающее действие, теплые цвета, как правило, создают тепло и волнение, последовательная крайность любого из них в центре нежелательна [3].
Таким образом, окружающая среда ДОО формирует внутренний мир дошкольников, создает у них психологический настрой на учебную и игровую деятельность, что способствует в будущем их внутреннему развитию. Подход к организации окружающей среды ДОО с позиции «экологической психологии» выступает как непреложный фактор в свете решения ряда задач, определенных ФГОС, в области формирования будущего гражданина страны.
Список литературы
1. Васильева К. М. Семейные экологические проекты в дошкольном учреждении // Проблемы педагогики. 2021. №2
2. Шеина С. Г., Гладышева О. Д. Социальная значимость строительства детского дошкольного образовательного учреждения // ИВД. 2021. №5 (77).
3. Яхно Д. М. Влияние архитектуры игрового пространства на формирование личности ребенка // Наука, образование и экспериментальное проектирование. 2021. №1.