Оксана Малинина
Физическая культура при избыточной массе тела
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Ожирение у детей и подростков является одной из актуальных проблем современного здравоохранения и начинает представлять угрозу для жизни людей. Она заключается в том, что количество лиц, имеющих, избыточный вес прогрессивно увеличивается.
Дети, страдающие этим недостатком, обычно быстро утомляются. Их беспокоят головные боли, нарушение самочувствия, патологии в деятельности опорно-двигательного аппарата. Характер у таких детей обычно неустойчив и податлив, они не могут добиваться поставленной цели. С возрастом дети начинают осознавать свою непохожесть на других и испытывать чувство неполноценности.
Публикация «Физическая культура при избыточной массе тела» размещена в разделах
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если не провести профилактику ожирения в раннем детстве, когда это заболевание можно без особого труда предотвратить, то в дальнейшем придется принимать серьезные меры для лечения этого состояния.
Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.
Физическая культура при избыточной массе тела.
Физическое развитие – это единство между функциональными и морфологическими свойствами организма и является условной мерой физической дееспособности организма. Она определяет объем его физических сил, а также суммарный рабочий эффект, определяющийся как в одномоментном испытании, так и в течение длительного периода времени. С данной позиции физическое развитие рассматривается как процесс, определяющий возрастные изменения в размерах тела, внешнем облике, мышечной силе, а также работоспособности организма ребенка
Ребёнка, страдающему от избытка массы тела, необходим активный режим движения – ходьба, прогулки, утренняя зарядка, домашний физический труд. Также ребёнка нужно учить есть медленно, небольшими порциями, мелкими кусочками, тщательно пережёвывая пищу.
Показания для снижения веса могут быть эстетическими и медицинскими. Если избавление от лишнего веса необходимо, ребёнок и его родители должны быть готовы к изменению образа жизни.
Физическая активность полных детей всегда ниже, чем детей с нормальной массой тела, что приводит к гиподинамии и содействует сохранению и увеличению степени ожирения. Поэтому важный компонент терапии – организация рационального двигательного режима ребёнка. Мышечные тренировки уменьшают атрофию мышц, способствуют избирательному рассасыванию жира в жировых депо и снижению массы тела. Для детей младшего возраста достаточно пеших прогулок и подвижных игр. Детям с 4-5 лет рекомендуются различные виды спорта, соответствующие их возможностям.
Ожирение разделяют по степеням:
1. избыточная масса составляет 15-29 %;
2. избыточная масса составляет 30-45 %;
3. избыточная масса составляет 50-100 %;
4. избыточная масса составляет 100 %.
Дети, имеющие факторы риска развития алиментарного ожирения, с первой степенью ожирения могут смело заниматься оздоровительной гимнастикой. Основные средства профилактики и лечения алиментарного ожирения: физическая активность; диета; психогигиена.
Цель физической культуры при ожирении – способствовать нормализации обмена веществ и снижению массы тела.
Задачи физической культуры при ожирении :
1. Увеличение дозы привычной двигательной активности.
2. Увеличение расхода энергии, стимуляция обмена веществ.
3. Повышение толерантности к физической нагрузке.
4. Коррекция осанки.
5. Укрепление сводов стоп.
6. Способствование нормализации обмена веществ.
7. Профилактика развития вторичных заболеваний, связанных с ожирением.
Добиться гармоничного развития организма ребенка невозможно без
физической культуры. С самого раннего детства для правильного развития организма, отдельных его органов и систем в том или ином объеме, в той или иной форме применяется физическая культура.
Программы данных занятий составляются с учетом возрастной физиологии. Как правило, за неделю занятия проводятся не менее двух раз, их длительность составляет 30 минут.
Занятия физической культурой благоприятствуют формированию у ребенка необходимых социально-моральных качеств (смелость, стойкость, патриотизм, коллективизм, решительность и др.) Накопленные в дошкольные годы двигательные навыки, овладение первыми приемами освоения физических качеств помогают детям лучше адаптироваться к школе.
На занятиях физической культурой ребенок осмысливает ряд явлений, происходящих в окружающей среде, природе, внутреннем мире и организме не только в своем, но и окружающих людей. Первостепенно это имеет отношение к таким понятиям как пространство, временные условия, продолжительность выполняемого движения и тд.
Физическая культура имеет связь практически со всеми сторонами воспитательного процесса. Прежде всего, это связано с влиянием физического воспитания на всестороннее развитие различных систем организма, а также на развитие необходимых для жизни двигательных качеств навыков и умений.
Наиболее важную роль в физическом воспитании ребенка занимает обучение различным двигательным действиям. Дети дошкольного возраста обладают высокой пластикой, повышенной нервной возбудимостью и быстрым закреплением условных рефлексов двигательного характера. Успешность овладения какой-либо двигательной способностью дошкольником, прежде всего, зависит от развития двигательных анализаторов.
Физическое упражнение - основное средство разностороннего воздействия на ребенка при занятиях физической культурой. Под влиянием физических упражнений активизируется работа различных систем организма (кардиореспираторная, нервная и т. д.). Также физические упражнения способствуют повышению сенсомоторной функции, развитию эмоций и волевых условий.
Выполнение любого физического упражнения требует сознательной установки к достижению результата действия. Соответствуя определенным задачам физического воспитания, они активируют процессы мышления, двигательные представления, память, внимание и т. д.
Систематически занимаясь физической культурой и выполняя разнообразные физические упражнения, ребенок развивает красоту и выразительность движений, свободно владеет своим телом, имеет хорошую осанку, за счет этого развивается и удовлетворяется эстетическая потребность.
Основным предназначением физической культуры является профилактика и сохранение здоровья. Это достигается лишь в том случае, если учитывается адекватность физических нагрузок и функциональных возможностей организма. Если этого не происходит, то физические нагрузки могут вызвать в организме негативные, подчас необратимые изменения. Для исключения негативных влияний физических нагрузок на организм все учащиеся образовательного процесса по состоянию здоровья разделяются на группы: основная, подготовительная и медицинская.
Наличия ожирения, которое очень часто вызывает нарушение функции многих внутренних органов, не позволяет чисто функционально выполнять физические нагрузки в полном объеме. Вместе с тем, именно физические упражнения могут оказать существенное влияние на жировой и углеводный обмен.
Питание при избыточной массе тела.
Одна из лучших стратегий сражаться с лишним весом – диета и рациональное питание, а также упражнения для всей семьи. Это поможет защитить здоровье ваших детей в настоящее время и в будущем.
Изменения обстановки в семье и укладе жизни должны исключить пищевые соблазны, возможность потреблять лишние калории и вести малоподвижный образ жизни. Для этого следует удалить из дома нежелательную, излишне калорийную пищу. Необходимо стимулировать физическую активность. Следует ограничить посещение кафе, ресторанов и заведений быстрого питания. Необходимо пресекать любой «саботаж» со стороны любящих бабушек, которым, как правило, кажется, что малыш недоедает. Если в гости к ребёнку пришли со сладостями, можно разрешить съесть, например, одну конфету, остальными поделиться с родителями, друзьями и т. д.
Родители должны быть последовательны и упорны. Им придётся научиться устанавливать ограничения и говорить «нет». Взрослые должны постоянно тем или иным способом напоминать ребёнку о желаемом поведении (например, купить шведскую стенку или начать вместе с ребёнком бегать, плавать в бассейне, отказаться вместе с ним от сладостей)
Диетотерапия остаётся одной из важнейших составляющих для снижения веса. Она должна проводиться только под наблюдением педиатра или диетолога. Для снижения веса с 3-4 лет возможно применение лечебной, низкокалорийной диеты. До 3лет делать этого не стоит, т. к. низкокалорийная диета подразумевает снижение энергетической ценности пищи. Калорийность рациона снижается за счёт углеводов и животных жиров. Количество белка в диете соответствует физиологической норме. Источниками белка служат нежирные сорта мяса, рыба, яйца, молоко и молочные продукты сниженной жирности (не обезжиренные).
Резко ограничиваются или полностью исключаются сливки, сметана, жирный творог, сырковая масса, жирные сорта сыра, сливочное масло.
Общее количество углеводов в суточном рационе ребёнка снижается пропорционально степени избыточной массы. Для этого исключаются легкоусвояемые углеводы (сахар, варенье, кондитерские изделия и т. д., а также манная крупа, пшеничный хлеб, картофель. Заменяют их на несладкие фрукты и овощи.
Из напитков исключаются подслащённая газированная вода, консервированные компоты, фруктовые пюре (с сахаром) и соки промышленного и домашнего приготовления – они отличаются большим содержанием сахара.
Предпочтение отдают натуральным свежевыжатым кисло-сладким сокам или сокам промышленного производства без добавления сахара (яблочный, сливовый, вишнёвый). Можно использовать отвары, компоты из свежих или сухих фруктов без сахара, а также негазированные минеральные воды со слабой степенью минерализации.
Уменьшается количество соли. Из диеты исключаются острые, солёные и кислые блюда, крепкие мясные бульоны (они усиливают выработку пищеварительных соков и повышают аппетит) и жареные блюда, т. к. они калорийнее тушёных или отварных. Пища готовится на пару, тушится или отваривается.
Профилактика избыточной массы тела и ожирения.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, является забота о здоровье. Здоровье - одна из вечных неизменных ценностей на земле. О нем говорили и писали в древние времена и в современном мире, слагали пословицы и поговорки.
Всем хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми и счастливыми. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания. Одной из причин такого печального результата является без режимности принятия пищи, еда всухомятку, не знание свойств полезных и вредных продуктов, малоподвижный компьютерный мир с виртуальными играми. Следствием этого наши дети становятся похожими на борцов Суммо и японских Хоттеев.
Как этого избежать? Одним из условий стройного и здорового тела является двигательная активность. Примером таковой может служить утренняя гимнастика, как дома, так и в детском саду. Она направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса, как детей, так и взрослых. Ежедневное выполнение дома, в саду физических упражнений под руководством взрослого формирует у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Потребность в движении свойственна любому ребенку. В детском саду двигательная активность планируется в течение всего режимного дня, но наиболее рациональным этапом является прогулка с детьми. Пребывание на воздухе ребенка с родителями. Проведение выходных с использованием подвижных игр и игр малой подвижности. Проведение закаливающих процедур.
Прогулка – благоприятное время для проведения подвижных игр, упражнений, индивидуальной работы, организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Наиболее эффективное проведение подвижных игр, спортивных эстафет и соревнований на свежем воздухе.
В детском саду бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры после сна также, как и утренняя гимнастика способствует проявлению волевых усилий, вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Работу по профилактике снижения избыточной массы тела у детей необходимо проводить в комплексе мероприятий, направленных на формирование у детей, родителей и педагогов ДОУ устойчивых навыков безопасного и качественного питания, активного образа жизни не только в детском саду, но и дома:
1. Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания.
2. Полное и своевременное информирование детей и родителей по проблеме, практическая помощь в случаях затруднения, поощрение активных участников.
Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
3. Оформление тематических стендов, папок; организация и проведение выставок.
4. Анкетирование о здоровом питании, физической активности для детей и родителей.
5. Организация индивидуальных и групповых мероприятий, направленных на овладение навыками рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста.
6. Расширение представления о режиме питания, пищевом разнообразии, вкусе и пользе продуктов.
7. Формирование устойчивых качеств (самоконтроль, ответственность, чувство меры, необходимости и др., воспитание уважения к другим народам и к их традициям питания.)
8. Воспитание сильной личности, способной самостоятельно контролировать процесс питания, получение знаний о пищевых предпочтениях народов мира.
При этом работа строится в трёх направлениях.
Работа с детьми:
- О режиме питания (периодичность) : дидактическая игра "Кушай в «нужные» часы";
- О пищевом разнообразии (цвет, запах) : аппликация «Цветная тарелочка»; сенсорная игра "Угадай продукт по запаху"; малоподвижная игра "Съедобное- несъедобное"
- О вкусе: дидактическая игра "Какой вкус у продукта?"; сенсорная игра "Угадай продукт на вкус".
- О пользе: дидактическая игра "Полезная корзинка" (отбор полезных продуктов); подвижная игра "Перевези продукты"
- О поведении за столом: дневник питания в группе.
- О кухне народов: презентация "Кухни мира".
- Чтение художественной литературы "Вкусные истории", "Три толстяка"
- Укрепление семейных связей и традиций: изготовление семейного коллажа из этикеток, оберток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания дома.
Работа с родителями:
- Распространение и заполнение анкеты об организации рационального питания и активного отдыха в семье.
- Консультационный материал для родителей по теме: «Душа спокойна за здоровое тело».
- Организация и проведение выставки поделок из бумажных тарелок «Здоровье на тарелочке!», из фруктов и овощей "Осенние подарки"
- Конкурс «Лучшее витаминное семейное блюдо».
- Соблюдение режима питания для детей.
Возможно, не все родители смогут свободно говорить о проблемах в здоровье своего ребенка. Психологический барьер у родителей, препятствующий озвучиванию проблемных вопросов, помогут преодолеть ежедневные беседы, предложения помощи, вовлечение в творческую работу группы.
Работа с педагогами
- Выпуск и распространение методического буклета «Формирование навыков рационального пищевого поведения у детей дошкольного возраста».
- Обсуждение вопросов на педсовете;
- Организация мероприятий в рамках муниципального проекта "Популяризация вело-колесной техники в системе укрепления здоровья детей поселка Троицкий".
Таким образом, только физическая активность в сочетании с рациональным питанием являются эффективными мерами для профилактики избыточного веса и ожирения у детей. Комплекс профилактических мер с повышением информированности о необходимости изменения пищевых привычек, правильности питания увеличения физической активности, позволит создать красивое и здоровое тело, улучшить состояние здоровья.
Заключение.
Исследуя проблему избыточного веса становиться ясно, что она многогранна. Неправильный образ жизни: потребление рафинированной высококалорийной пищи, общая гиподинамия, стрессы и переедания прививаются в семье уже с самого раннего возраста. Во взрослой жизни многим сложно сломать сложившийся стереотип и это влечет за собой такие серьезные проблемы, как сахарный диабет, гипертоническая и язвенная болезни, эндокринную патологию.
Основным фактором, приводящим к развитию избыточного веса, является нарушение энергетического баланса, заключающееся в несоответствии между энергетическими поступлениями в организм и их затратами. Наиболее часто избыточная масса тела возникает вследствие переедания, но может происходить из-за нарушения контроля расхода энергии. Несомненная роль наследственно-конституциональной предрасположенности, снижения физической активности, возрастных, половых, профессиональных факторов, некоторых физиологических состояний.
Физическая нагрузка должна быть комплексной и включать утреннюю зарядку, ежедневное выполнение комплексов упражнений для гармоничного развития мышц, а бег, плаванье, подвижный образ жизни помогут сердечно-сосудистой системе человека адаптироваться к нагрузке.
Таким образом правильно организовав режим двигательной деятельности и совместную работу с родителями подведет к снижению численности детей в ДОУ с избыточной массой тела. Это позволит к школе увеличить число детей с I-II группой здоровья.
Использованная литература.
1. Строев, Ю. И. Ожирение у подростков / Ю. И. Строев и др. – СПб. :
Элби, 2015.
2. Дремова, Д. Ю. Физическая активность в младшем дошкольном возрасте 2016
3. Новикова И. М. : Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М. :Мозаика-Синтез, 2009
4. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н. В. Полтавцева и др. - М. : Флинта, 2011.
5. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие / под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарёва. – «СФЕРА», 2008.