Вихарева Оксана Альнуровна
Консультация для родителей «Финансы и дошкольники»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошколята и финансы - это рано? Дошколята и финансы - это сложно?
Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста «Открытия Феечки – Копеечки» под ред. Василюк С. Ю, Вихаревой М. Б., Истоминой Е. А. предлагает начинать заниматься с детьми со второй младшей группы детского сада (3 – 4 года).
Следует отметить, что важно дать азы финансовой грамотности именно в дошкольном возрасте, ведь сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Опираясь на опыт работы по реализации программы, можно говорить о том, что начинать занятия лучше со второго полугодия, поэтапно ненавязчиво лишь в режимных моментах. В основе методики заложен принцип «от простого к сложному», процесс многократного повторения и закрепления, направленный на практическое применение знаний и навыков.
Публикация «Консультация для родителей „Финансы и дошкольники“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Раньше в детских садах дети играли в «Магазин» и «Кафе», а теперь еще и «Супермаркет», «Сбербанк», «Яндекс Маркет», «Валдберис», «Озон».
В основу авторской программы «Открытия Феечки – Копеечки» – заложено формирование основ финансово - экономической грамотности дошкольников в процессе активной деятельности, с учетом региональных особенностей Пермского края. Активное участие в реализации программы принимают законные представители ребенка, родители - наши незаменимые единомышленники. Только при тесном взаимодействии с родителями, можно эффективно организовать образовательный процесс. Реализация программы осуществляется в доступном формате для детей, через беседы, наблюдения в игре, дидактические, интерактивные, квест – игры, экскурсии и т. п.
Итак, с чего же начать?
С простых определений и понятий, на доступном для детей языке, в соответствии с возрастом воспитанников, с помощью игры – беседы.
1. Определение понятий – деньги и семейный бюджет. Объяснение, что деньги – это не бесконечный ресурс, их необходимо зарабатывать посредством умственного или физического труда. Разбор причин возникновения финансовых трудностей, какие последствия могут быть, если неправильно обращаться с деньгами. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы получения прибыли, с большой вероятностью, во взрослой жизни станет успешным человеком. Умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей, заложит основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, организованность, умение понимать ценность и значение денег в жизни человека и семьи, закрепит интерес ребенка к дальнейшему получению финансовых знаний.
2. Объяснение смысла денег. Необходимо рассказать ребенку, что, отдав определенную сумму денег, можно получить взамен товар или услугу.
3. Объяснение откуда берутся деньги. Показать, чем может быть полезен труд, и что за работу можно получить определенную сумму денег – зарплату.
4. Объяснение отличий между потребностями и желаниями. Потребность – без чего человек не может прожить (продукты, одежда). Желания нечто приятное, но не жизненно важное.
В процессе работы, осуществляется реализация следующих педагогических проектов: «Растут ли булки на деревьях?», «Путешествие Феечки Копеечки по молочной реке», «Зеленое золото», «Пермяк - соленые уши», «От руды до металла» и др.
В рамках педагогических проектов проводятся беседы - обсуждения, составляются тематические альбомы, коллекции лепбуков, ежегодно пополняемых в соответствии с возрастом воспитанников. Важным компонентом является знакомство с песенным, художественным и познавательным литературным материалом по тематике проекта.
Более привлекательна для детей опытно – экспериментальная деятельность. Ребятам нравится печь булки и угощать родителей продуктом, сделанным собственными руками, проводить опыты с молоком и солью, мастерить из дерева с помощью взрослых различные поделки.
Также интересны для ребят практические занятия: экскурсии на объекты, которые связаны с экономикой, дошкольники знакомятся с людьми разных профессий; действия с денежными знаками; игровая деятельность, основанная на финансовых отношениях.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» гласит народная мудрость. Советский педагог и психолог Л. С. Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
Подводя итог четырехлетней реализации программы, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогают детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т. д., позволяют не только обучить, а также сформировать навык умения работать в команде, воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере, обогатить словарный запас детей экономическими терминами. В результате мониторинга у детей повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний в сфере экономики, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.
Вихарева Оксана Альнуровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» г. Перми