Лучший педагог года

Финансовая грамотность с детьми старшего возраста

Нина Михайловна Жаворонкова
Финансовая грамотность с детьми старшего возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к занятию по финансовой грамотности для дошкольников с

с использованием интерактивной доски, и абакусов.

Экономика – это все, что нас окружает.

В. Никифоров

Экономическое воспитание личности является одним из основных

элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не

взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.

В связи с коренными изменениями экономического характера в

Публикация «Финансовая грамотность с детьми старшего возраста» размещена в разделах

современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые

определяют интерес к овладению основами современных экономических

знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность

в организации начального экономического обучения и воспитания уже в

дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием

понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 6 лет

посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной

и экономической деятельности.

По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов

происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами

жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением.

Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают

выделять себя в системе взаимоотношений через предметно -

операциональную деятельность, которая потом начинает определять

личностную природу в системе отношений.

Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её

базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое

воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей

данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чеголибо нового, необычного. Для наиболее полного гармоничного развития детей

тягу к познанию и восприятию нового необходимо сделать постоянной.

Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета

специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в

дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования

нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали,

раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру

ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому.

Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена»,4

«дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают

атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими

сведениями способствует развитию у них предпосылок реального

экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей,

как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в

профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы

взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетнодидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации:

операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно

для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

И как итог: рефлексия, ритуал прощания.

Использование на занятии проблемных ситуаций способствовало активизации

гуманных чувств, позволило анализировать поступки, принимать

самостоятельно решения, проявить смекалку и находчивость у участников

занятия. Удачно подобранные сюжетно-ролевые игры позволили снять барьер

в общении у детей, развивать коммуникативные навыки, действовать в

соответствии с ролью в играх.

Занятие проводилось в естественной для детей обстановке, не используя

ограничения.

Поставленные цели и задачи достигнуЦель: формировать у детей первичные экономические представления, развивать экономическое мышление. Раскрыть суть понятия «семейный бюджет» и его основные источники. Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи и понимание основных потребностей семьи.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет;

- познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные.

Развивающие:

- развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета;

- развивать внимание, речь, расширять словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать бережливость;

- учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.

Обогащение словаря: бюджет, заработная плата, стипендия, пенсия.

Активизация словаря: доход, расход,

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, цифры, изображенные на буквах (слово экономика, спортивный инвентарь для создания портала игрушечные (напечатанные) российские деньги, пластиковая карта, картинки «Доход», «Расход», «Семейный бюджет», абакусы и рабочие тетради по ментальной математике, маркеры.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня в нашем детском саду светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Сегодня вас ждет много интересного. Я желаю, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Стоя в кругу:

– Ребята, вы любите путешествовать? (да)

Предлагаю нам небольшое путешествие. Хотите? (ответы детей)

На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

А я знаю ещё один способ, думаю, он вам понравится, мы пройдём через волшебный «портал».

(Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами, встают полукругом)

- Какой необычный портал, ребята вы знаете, куда мы попали? (ответы детей).

- А куда нас привел «портал» мы узнаем, если выполним задания.

1 задание.

- Надо расставить цифры по порядку от 1 до 9.

(Дети расставляют на магнитной доске цифры, изображенные на буквах, получая в итоге слово «ЭКОНОМИКА»).

- Правильно. Страна называется ЭКОНОМИКА. (Дети становятся вокруг стола, на который выложены монеты и банкноты)

2 задание.

- Послушайте загадку: «Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?» (Ответы детей).

- Совершенно верно - «деньги». Ребята, а как называются Российские деньги? Каким символом они обозначаются? (Ответы детей после выбора соответствующей картинки).

- Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

(Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства, выкладывая их в возрастающем порядке).

- Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они? Какие банкноты вы знаете?

(Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. Дети называют банкноты разного номинала, выкладывая их в возрастающем порядке).

- Молодцы!

- Ребята, где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке. Банкноты и монеты складываются в кошелек).

- Если деньги у нас в наличии как их называют («наличные деньги»).

- Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, где они хранятся как вы думаете? (на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. ( Ответы детей: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

3 задание.

(Дети рассаживаются на стульчики перед доской)

- А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

- Совершено верно. Люди работают. Их труд оплачивается.

- А что получают взрослые (родители) за свой труд? (Ответы детей).

- Правильно, получают зарплату - деньги. Это называется доход. (На доске картинка «Доход»)

- Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

- Из каких средств еще складывается доход в семье? ( Ответы детей: зарплата родителей, пенсия бабушки, стипендия, социальное пособие на детей.)

- Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Когда мы приобретаем что - то на свои деньги, мы их тратим.

- Как можно, одним словом, назвать наши траты? Наши траты – это расход. (На доске картинка «Расход»)

- А на что люди тратят – расходуют деньги? (Ответы детей, которые озвучивают необходимые расходы и желательные траты).

• для покупки продуктов питания; одежды

• для оплаты бытовых услуг;

• для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

• для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

• для оплаты проезда на транспорте;

• для покупки подарков;

• на благотворительность.

- ДОХОД и РАСХОД вместе составляют СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.

- Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

- Доход, это деньги полученные в результате работы.

- Расход, это деньги затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

- Ребята, как вы думаете, как можно увеличить СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ? ( Ответы детей: экономить, больше зарабатывать, копить)

- Можно деньги не просто хранить и копить в копилке, но и преумножать.

- Как это можно сделать? (Ответы детей)

- Для этого деньги можно положить в банк. Для этого в банке создают, специальный счет на котором будут находиться ваши деньги. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть начисляет проценты.

4 задание.

- Ребята предлагаю вам поиграть в игру. Вы согласны? (ответы детей - да)

Поиграем в ИГРУ «Что это: доход или расход?»

Правила игры

Каждый из вас будет отвечать на вопрос и передавать монетку, стоя в кругу. Ответ на вопрос должен звучать одним словом: доход это или расход?

- бабушка заболела, что это?

- родители получили зарплату…

- выиграли в лотерею…

- потеряли кошелек….

- заплатили за квартиру…

- продали ягоды (одежду….

- папа получил премию…

- тебе подарили деньги на День рождения

- старший брат получил стипендию

- вы нашли 100 рублей на улице

- маме купили новые босоножки

- Молодцы! Все справились с заданием.

Физминутка

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на

пяточек то правую, то левую ножку).

5 задание

- Сейчас мы с вами пойдем в супермаркет. Кто из вас знает, что это такое? (Большой магазин, в котором много различных отделов.)

Дети подходят к интерактивной доске, на которой расположено изображение супермаркета.

- Ребята, как называются предметы, которые представлены в магазине? (Ответы детей. Товар)

- Как можно узнать стоимость товара? (Ответы детей. По цене)

- Занимайте свои места за столами. (Дети занимают места за столами, на которых лежат абакусы и рабочие тетради, маркеры).

(Работа в рабочих тетрадях и на абакусе.)

- Нам нужно посчитать сколько фруктов и ягод в кружках слева и соотнести (соединить) с ценой, показать на абакусе цену фруктов и ягод.

- Какая цена у лимонов, яблок?

6 задание.

- Ребята, давайте представим, что мы пришли в торговый центр и нам надо купить вещь (предмет, которая была бы полезна для всех ребят в нашей группе? Что бы вы купили? (ответы детей).

Рефлексия.

- Ребята, а что нельзя купить за деньги? (Ответы детей. Солнце, ветер, любовь, улыбку и т. д.)

- Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

- В заключение хочу прочитать вам сказку, а вы будете мне помогать: «Подружились как – то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариса. Стали они жить вместе.

- Крокодил Гена на работу в зоопарк ходил и получал за это … (зарплату).

- Чебурашка учился в Лётной академии, чтобы стать пилотом. За учебу ему платили … (стипендию).

- Старуха Шапокляк не работала, а сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала … (пенсию).

- Ребята, назовите мне одним словом, деньги, которые получала семья крокодила Гены? (семейный бюджет).

- А удавались друзьям все дела, потому что они были очень хорошими хозяевами и умело планировали свой семейный бюджет, вместе решали, какие расходы им нужно сделать».

- Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

- Финансы – это интересно и увлекательно!

- Вам, понравилось наше путешествие, ребята? (ответы детей).

- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз.

Игра для всех «Супер-Твистер».

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Читательская грамотность. Применение технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Финансовая грамотность с детьми старшего возраста
Опубликовано: 13 мая 2024 в 17:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД