Нина Михайловна Жаворонкова
Финансовая грамотность с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к занятию по финансовой грамотности для дошкольников с
с использованием интерактивной доски, и абакусов.
Экономика – это все, что нас окружает.
В. Никифоров
Экономическое воспитание личности является одним из основных
элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не
взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
В связи с коренными изменениями экономического характера в
Публикация «Финансовая грамотность с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые
определяют интерес к овладению основами современных экономических
знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность
в организации начального экономического обучения и воспитания уже в
дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием
понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 6 лет
посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной
и экономической деятельности.
По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов
происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами
жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением.
Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают
выделять себя в системе взаимоотношений через предметно -
операциональную деятельность, которая потом начинает определять
личностную природу в системе отношений.
Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её
базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое
воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей
данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чеголибо нового, необычного. Для наиболее полного гармоничного развития детей
тягу к познанию и восприятию нового необходимо сделать постоянной.
Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета
специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в
дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования
нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали,
раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру
ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому.
Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена»,4
«дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают
атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими
сведениями способствует развитию у них предпосылок реального
экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей,
как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в
профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы
взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетнодидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации:
операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно
для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
И как итог: рефлексия, ритуал прощания.
Использование на занятии проблемных ситуаций способствовало активизации
гуманных чувств, позволило анализировать поступки, принимать
самостоятельно решения, проявить смекалку и находчивость у участников
занятия. Удачно подобранные сюжетно-ролевые игры позволили снять барьер
в общении у детей, развивать коммуникативные навыки, действовать в
соответствии с ролью в играх.
Занятие проводилось в естественной для детей обстановке, не используя
ограничения.
Поставленные цели и задачи достигнуЦель: формировать у детей первичные экономические представления, развивать экономическое мышление. Раскрыть суть понятия «семейный бюджет» и его основные источники. Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи и понимание основных потребностей семьи.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет;
- познакомить с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные.
Развивающие:
- развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета;
- развивать внимание, речь, расширять словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать бережливость;
- учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.
Обогащение словаря: бюджет, заработная плата, стипендия, пенсия.
Активизация словаря: доход, расход,
Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, цифры, изображенные на буквах (слово экономика, спортивный инвентарь для создания портала игрушечные (напечатанные) российские деньги, пластиковая карта, картинки «Доход», «Расход», «Семейный бюджет», абакусы и рабочие тетради по ментальной математике, маркеры.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня в нашем детском саду светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Сегодня вас ждет много интересного. Я желаю, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Стоя в кругу:
– Ребята, вы любите путешествовать? (да)
Предлагаю нам небольшое путешествие. Хотите? (ответы детей)
На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
А я знаю ещё один способ, думаю, он вам понравится, мы пройдём через волшебный «портал».
(Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами, встают полукругом)
- Какой необычный портал, ребята вы знаете, куда мы попали? (ответы детей).
- А куда нас привел «портал» мы узнаем, если выполним задания.
1 задание.
- Надо расставить цифры по порядку от 1 до 9.
(Дети расставляют на магнитной доске цифры, изображенные на буквах, получая в итоге слово «ЭКОНОМИКА»).
- Правильно. Страна называется ЭКОНОМИКА. (Дети становятся вокруг стола, на который выложены монеты и банкноты)
2 задание.
- Послушайте загадку: «Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?» (Ответы детей).
- Совершенно верно - «деньги». Ребята, а как называются Российские деньги? Каким символом они обозначаются? (Ответы детей после выбора соответствующей картинки).
- Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).
Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?
(Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства, выкладывая их в возрастающем порядке).
- Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они? Какие банкноты вы знаете?
(Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. Дети называют банкноты разного номинала, выкладывая их в возрастающем порядке).
- Молодцы!
- Ребята, где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке. Банкноты и монеты складываются в кошелек).
- Если деньги у нас в наличии как их называют («наличные деньги»).
- Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, где они хранятся как вы думаете? (на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. ( Ответы детей: пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
3 задание.
(Дети рассаживаются на стульчики перед доской)
- А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
- Совершено верно. Люди работают. Их труд оплачивается.
- А что получают взрослые (родители) за свой труд? (Ответы детей).
- Правильно, получают зарплату - деньги. Это называется доход. (На доске картинка «Доход»)
- Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
- Из каких средств еще складывается доход в семье? ( Ответы детей: зарплата родителей, пенсия бабушки, стипендия, социальное пособие на детей.)
- Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Когда мы приобретаем что - то на свои деньги, мы их тратим.
- Как можно, одним словом, назвать наши траты? Наши траты – это расход. (На доске картинка «Расход»)
- А на что люди тратят – расходуют деньги? (Ответы детей, которые озвучивают необходимые расходы и желательные траты).
• для покупки продуктов питания; одежды
• для оплаты бытовых услуг;
• для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
• для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
• для оплаты проезда на транспорте;
• для покупки подарков;
• на благотворительность.
- ДОХОД и РАСХОД вместе составляют СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
- Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
- Доход, это деньги полученные в результате работы.
- Расход, это деньги затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
- Ребята, как вы думаете, как можно увеличить СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ? ( Ответы детей: экономить, больше зарабатывать, копить)
- Можно деньги не просто хранить и копить в копилке, но и преумножать.
- Как это можно сделать? (Ответы детей)
- Для этого деньги можно положить в банк. Для этого в банке создают, специальный счет на котором будут находиться ваши деньги. И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть начисляет проценты.
4 задание.
- Ребята предлагаю вам поиграть в игру. Вы согласны? (ответы детей - да)
Поиграем в ИГРУ «Что это: доход или расход?»
Правила игры
Каждый из вас будет отвечать на вопрос и передавать монетку, стоя в кругу. Ответ на вопрос должен звучать одним словом: доход это или расход?
- бабушка заболела, что это?
- родители получили зарплату…
- выиграли в лотерею…
- потеряли кошелек….
- заплатили за квартиру…
- продали ягоды (одежду….
- папа получил премию…
- тебе подарили деньги на День рождения
- старший брат получил стипендию
- вы нашли 100 рублей на улице
- маме купили новые босоножки
- Молодцы! Все справились с заданием.
Физминутка
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на
пяточек то правую, то левую ножку).
5 задание
- Сейчас мы с вами пойдем в супермаркет. Кто из вас знает, что это такое? (Большой магазин, в котором много различных отделов.)
Дети подходят к интерактивной доске, на которой расположено изображение супермаркета.
- Ребята, как называются предметы, которые представлены в магазине? (Ответы детей. Товар)
- Как можно узнать стоимость товара? (Ответы детей. По цене)
- Занимайте свои места за столами. (Дети занимают места за столами, на которых лежат абакусы и рабочие тетради, маркеры).
(Работа в рабочих тетрадях и на абакусе.)
- Нам нужно посчитать сколько фруктов и ягод в кружках слева и соотнести (соединить) с ценой, показать на абакусе цену фруктов и ягод.
- Какая цена у лимонов, яблок?
6 задание.
- Ребята, давайте представим, что мы пришли в торговый центр и нам надо купить вещь (предмет, которая была бы полезна для всех ребят в нашей группе? Что бы вы купили? (ответы детей).
Рефлексия.
- Ребята, а что нельзя купить за деньги? (Ответы детей. Солнце, ветер, любовь, улыбку и т. д.)
- Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
- В заключение хочу прочитать вам сказку, а вы будете мне помогать: «Подружились как – то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариса. Стали они жить вместе.
- Крокодил Гена на работу в зоопарк ходил и получал за это … (зарплату).
- Чебурашка учился в Лётной академии, чтобы стать пилотом. За учебу ему платили … (стипендию).
- Старуха Шапокляк не работала, а сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала … (пенсию).
- Ребята, назовите мне одним словом, деньги, которые получала семья крокодила Гены? (семейный бюджет).
- А удавались друзьям все дела, потому что они были очень хорошими хозяевами и умело планировали свой семейный бюджет, вместе решали, какие расходы им нужно сделать».
- Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.
- Финансы – это интересно и увлекательно!
- Вам, понравилось наше путешествие, ребята? (ответы детей).
- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз.
Игра для всех «Супер-Твистер».