Ирина Телицына
Финансовая грамотность с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мне повезло работать с талантливыми, яркими, неординарными детьми, перед которыми стоят нестандартные, современные задачи и проблемы. Одна из которых финансовая грамотность, которая является одним из приоритетных направлений моей работы.
Публикация «Финансовая грамотность с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность этого направления обусловлена тем, что в современной действительности мы все чаще сталкиваемся со стремительно растущим рынком товаров и услуг для детей, активно продвигаемым агрессивной рекламой. Мы в силах помочь ребёнку не потеряться в этом информационном потоке; научить ранжировать покупки и бережно относиться к семейному бюджету. Чтобы в будущем стать финансово грамотным, социально активным и свободным человеком.
Моя задача, как педагога - изложить в доступной и увлекательной форме элементарные финансовые понятия детям.
Для реализации этой задачи, я использую возрастосообразные технологии :
Игровую технологию для усвоения сложных экономических понятий. Так как современные проблемы требуют современных решений в своей работе использую мультимедийные средства обучения. Каждый ребёнок яркая индивидуальность, поэтому никакое направление моей работы не обходится без личностно-ориентированного подхода, в том числе и финансовая грамотность. Для развития у ребят умения принимать нестандартные решения я использую ТРИЗ технологию. Для исследования вопросов, подсказанными моими любимыми фантазёрами нам на помощь приходит проектный метод.
Для достижения положительных результатов в работе, мною применяются самые различные игры. В основном сюжетно-ролевые и настольные игры. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра способствует развитию познавательной активности, формированию деловых качеств детей, помогает раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности. В настольных играх ребята развивали логическое мышление, внимание, память, учились различать номиналы монет и дифференцировать их по ценности, разбирались в понятиях абсолютной и относительной стоимости, совершенствовали арифметические навыки, складывали и вычитали в уме, вырабатывали несложные финансовые и математические стратегии.
Сложные экономические понятия я преподносила наиболее близким современным детям методом ИКТ. Так мы познакомились с вопросом доходов и расходов, в совокупности составляющих бюджет семьи, усвоили, что деньги зарабатывают взрослые, получают их за свой труд и что очень важно разумно распоряжаться финансами, делать сбережения.
Заглянули в древние времена и узнали, что было до изобретения денег, как менялся со временем рубль и почему рубль и копейка так называются. Удивились, что солдат царя Петра Великого получал 5руб за целый год службы!
Для ответов на самые интересные вопросы, возникающие в процессе освоения финансовой грамотности я использую проектный метод. Так в ходе игры в банк у детей возник вопрос «Для чего нам нужен банк?». Мы погрузились в исследовательский проект «Центральный банк». Мы узнали о Монетном дворе и чеканили монеты. Результатом проекта стало наше участие в игре «Шаги к успеху», автором и разработчиком которой является Банк России.
Во время игр дети меня спрашивали: «Кто придумывает рекламу?», так возник проект по ознакомлению с профессиями: рекламный агент, дизайнер, маркетолог. Ребята делились на группы и каждый был увлечё н своей сферой деятельности: создавали каталог рекламных товаров, придумывали слоганы, исполняли роль пытливых заказчиков. Наша реклама была доброй, яркой, красочной, правдивой.
Моя работа по финансовой грамотности проходит через все области педагогической деятельности. Родители с огромным удовольствием и интересом приобщаются ко всем нашим идеям. Так с помощью родителей мы организовали коллекцию денег. Ребята узнали, что деньги бывают разными, имеют достоинство, какие деньги имеют хождение на территории нашей страны; что такое валюта.
Родители поддержали и участие в проекте «Крышечки ДоброТы», в рамках которого мы с ребятами смогли коснуться таких важных тем, как переработка пластика и вторая жизнь пластмассы; благотворительность.
Мне удалось провести мастер-класс и рассказать о многообразии игр по финансовой грамотности, после которого слова одной мамы стали для меня превосходной оценкой: «Ирина Владимировна, так скоро и мы научимся «дружить» с деньгами».
Надеюсь, что наш опыт с детьми Вас увлёк. Спасибо за внимание!