Алевтина Лузгинова
Финансовая грамотность детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения, как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.
Публикация «Финансовая грамотность детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы определяется социальным заказом общества. В законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования. Поэтому дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.
Вопросы экономического воспитания детей разных возрастных периодов представлены в публикациях Захараш Т. Б., Коршун А. Г., Мантуровой А. В., Оганян Т. Б., Шатовой А. Д., Смоленцевой А. А., Лукьяновой Р. С., Курак Е. А., Галкиной Л. И. и других исследователей. Формирование экономической культуры у подрастающего поколения представляет собой долговременную проблему. Её решение начинается с приобретения необходимых элементарных математических и экономических представлений на ранних возрастных этапах и разрешается в полной мере на более поздних стадиях через способности вступать в экономические отношения в быстро меняющемся мире.
В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую, какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. В научно – методической и справочной литературе недостаточно четко разграничено содержание экономических качеств: бережливости, рациональности, экономности.
Экономическое воспитание должно быть органично вписано в образовательный процесс дошкольного учреждения. Важным при этом является обсуждение с детьми вопросов о труде и праздности, о лени и трудолюбии, о возможности и необходимости честно зарабатывать деньги, об уважении к тем, кто умеет ответственно относиться к своим обязанностям, проявлять инициативу и творчество, аккуратно и своевременно выполнять свою работу. Дошкольникам объясняют, что в результате труда людей появляется продукт - вещь, предмет, изделие, проект, идея. Жизнь продуктов труда может продолжаться значительно дольше, чем их создателей. Одни продукты труда предназначены для быстрого использования, другие служат для эстетического и духовного совершенствования людей (книги, музеи, памятники, города). И те и другие продукты труда необходимы для жизни и составляют богатство страны. Дети узнают, что за свой труд взрослые получают деньги, на которые можно купить все необходимое для жизни членов семьи. Дети начинают понимать, что любой товар имеет свою цену. Прежде чем потратить деньги, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие покупки родителям приходится копить деньги, понемногу откладывая из общего бюджета семьи.
В современных образовательных программах для дошкольных учреждений содержится материал, который может быть использован педагогами в работе по экономическому воспитанию дошкольников. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой преследует цель: всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; Формирование основ базовой культуры личности; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс, который направлен на взаимодействие взрослого и ребенка, способствующий формированию духовной основы у детей, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе; помогающий заложить у ребенка морально экономические качества, которые помогут ему лучше ориентироваться в мире экономических отношений.
Для формирования основ экономической культуры в программе нет специального раздела, однако в разделе «Трудовое воспитание» можно найти материал полезный для воспитания у детей хозяйственности, бережливости, трудолюбия: учить детей аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе; выполнять обязанности дежурных по столовой, занятиям, уголку природы; вырабатывать умение экономно и рационально расходовать материалы на занятиях ручным трудом. Отдельный материал, который может быть использован при формировании основ экономической культуры детей, разбросан по разным разделам, не систематизирован в отдельный раздел. Таким образом, экономическое воспитание дошкольников имеет определенное своеобразие в силу отдаленности от взрослой жизни. Это обстоятельство подтверждает идею необходимости тесной связи в экономическом воспитании детей двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения. Современные экономические программы, методические пособия, периодические издания помогут педагогам в работе по формированию основ экономической культуры дошкольников. Они подтверждают, что в современном обществе актуальной является потребность в формировании экономической культуры дошкольников. Формирование экономического сознания приближает старшего дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги. образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях, тогда полученные знания ребёнком в дошкольном возрасте останутся в памяти на долго. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач. Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий [22, с. 62-64].
Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности». Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Работая в системе, можно добиться позитивных результатов в деле экономического воспитания дошкольников : важно воспитать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, умение беречь вещи и предметы и пользоваться ими по назначению, сформировать представление о том, что предметный мир – рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд. Воспитать уважение к труду, сформировать элементарные трудовые навыки. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека.
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Использование проектного метода в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствовали : формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении нами были созданы необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствовала созданная воспитателями игровая экономическая зона: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами». Именно игровая экономическая зона предоставила детям возможность действовать самостоятельно, способствовала формированию их познавательной и практической активности, создавала возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики. питанием, что находит выражение в поступках и поведении детей Современная практика дошкольных образовательных организаций показывает, что общество в целом и педагоги, в частности, заинтересованы в такой личности, которая может активно включаться в современные формы экономических взаимоотношений, в личности экономически воспитанной и образованной.
Исследования последних лет доказывают, что главное требование эффективности экономического воспитания современных детей – создание продуманной системы деятельности и соответствующих психолого - педагогических условий. Практическое исследование по организации занятий по экономическому воспитанию посредством игровой деятельности было проведено на базе старшей группы «Ромашка» в МБДОУ ДС №67 «Аистёнок». В ходе реализации проектной деятельности по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста который был реализован за один месяц смогли привить детям интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач экономического содержания, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
Динамика сформированности экономических представлений детей старшего дошкольного возраста группы «Ромашка» после реализации обучающих занятий по экономическому воспитанию является положительной. В результате целенаправленной организации в дошкольном образовательном учреждении занятий по экономическому воспитанию посредством игровой деятельности улучшились показатели сформированности экономических представлений детей старшего дошкольного возраста, также реализация обучения способствовала сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Таким образом, намеченная работа в этом направлении будет продолжаться, так как, максимальный результат в развитии экономического воспитания посредством проектной деятельности детей старшей группы еще не достигнут.