Ольга Ивлиева
Планирование по обучению финансовой грамотности дошкольников на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Публикация «Планирование по обучению финансовой грамотности дошкольников на учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовую грамотность мы разделили на 4 блока. 1блок «Деньги и цена», 2 блок «Работа и труд», 3 блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту», 4 блок «Реклама: правда или ложь». 4 блок «Реклама: правда или ложь» самый сложный дошкольники изучают в концу учебного года в подготовительной группы.
Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т. д.
-Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
-Познакомить с понятиями «экономия», «бережливость»;
-Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.
-Воспитывать уважительное отношение к дарам природы;
-Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.
Занятие
Д/игра
Игра
Физминутка
Игра
Опыт
«Экономия тепла, света, воды»
«Береги тепло и воду»
«Доскажи словечко»
Ток бежит по проводам
«Скажи со словом «электрический»
«Батарейка»
Апрель
Деньги и цена
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
- дать детям представление о денежной единице,
- научить понимать назначение денег,
- развить воображение.
Занятие
Д / игра
Д/игра
Физминутка
«Путешествие в страну денег»
«Груша-Яблоко»
«Что можно и нельзя купить за деньги»
«Будем денежки считать»
Апрель
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности;
- расширять представление детей о труде взрослых - уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара;
- формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.
Викторина
Физминутка
«Мы ребята деловые»
1, 2, 3, 4, 5 - будем деньги мы считать.
Май
Деньги и цена
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
-Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «деньги», «банковская карта», «потребности».
-Формировать умение правильно распределять свой бюджет.
-Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость.
-Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т. д.).
-Развивать экономическое мышление и математические способности.
-Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.
Занятие
Физминутка
С. р. /игра
«Путешествие по сказкам»
Будем денежки считать
«Магазин»
Май
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Познакомить с понятиями: доходы, виды доходов, заработная плата, пенсия, стипендия.
Научить различать виды доходов.
Сформировать установку: чтобы получить доход - необходимо потрудиться.
Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Командная игра
«Доходы»
Комплексно-тематическое планирование коррекционно-образовательной работы
КОНСПЕКТОВ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Месяц
Блок
Интеграция образовательных областей
Программное содержание
Форма работы
Содержание работы
Сентябрь
Деньги и цена
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
-Познакомить с деньгами.
- расширять представление об элементах экономики (деньги их история);
- формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);
- уделять внимание эффективности источников информации;
- развивать способности к моделированию пространственных отношений в виде таблицы; - формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.
- воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
- воспитывать уважение к труду;
- бережное отношение к деньгам.
Занятие
Физминутка
Экспериментальная деятельность
«Что такое деньги?»
Ты давай-ка, не ленись!
«Бумага – купюра»
Сентябрь
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
-Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки.
-Закреплять знания детей о математических представлениях, и предметном знания русских произведений.
-Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор.
-Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
- Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания
(восторг, радость, удовлетворённость и др.).
-Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.
-Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
-Продолжать воспитывать у детей любовь к русскому фольклору (сказкам, загадкам, песням); нравственные качества: гостеприимство, доброту, взаимопомощь, уважение, чувство коллективизма и др.
Интеллектуальная игра
Физминутка
Мини - разминка.
Блиц - турнир
«Что? Где? Когда?»
«Зарядка»
«Пантомима»
«Веселые задачки»
Октябрь
Деньги и цена
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
-Закреплять знания детей о возникновении денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности.
-Учить детей практически осуществлять процесс обмена.
Развивать речь детей, расширять кругозор;
-Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.
-Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.
Занятие
Информационный центр
Д/игра
«Чудо - деньги»
Наши исследования
«Обмен»
Октябрь
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- привлечение внимания детей и родителей к вопросам финансовой грамотности с помощью игры «Я – активен и позитивен!»
- вовлечение детей, родителей, воспитателей, подготовительных групп в работу проекта
- информирование родителей о важности финансового образования детей
- формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности
Проект
«Дни финансовой грамотности»
Ноябрь
Деньги и цена
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
- Закрепять знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закреплять у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево».
- Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.
-Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.
- Активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата.
- Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей.
- Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.
- Создавать у детей радостное настроение.
Занятие
Словесная игра
Физминутка
Д/ игра
«Приключение девочки Танечки»
«Скажи наоборот»
Дружно, весело шагаем
Выбери товар
Ноябрь
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»;
- содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием
вышеперечисленной терминологии;
- сформировать навыки командной игры
Квест- игра
«Финансовая школа»
Декабрь
Деньги и цена
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Занятие
Д / игра
«Путешествие в страну Рублика»
«Обязательные и не обязательные расходы»
Декабрь
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие
- В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
- Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
- Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Викторина
Физминутка (музык.)
«Путешествие в денежную страну»
Танец маленьких утят
Январь
Труд и товар
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- повторить понятие «потребности человека»,
- закрепить названия основных
потребностей и что к ним относится,
- уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации,
- аргументировать свои ответы, - активизировать словарь.
- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
- способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
- способствовать воспитанию нравственных качеств.
Занятие
«Творим добро»
Январь
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- Сформировать элементарные экономические знания у родителей
- Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
- Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через взаимодействие с семьей
- Обучить своих детей правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов
Деловая игра
ОНЛАЙН-ИГРА
Игра
«Азбука финансов»
«Финансовая грамота»
«Верю – не верю»
Февраль
Товар и труд
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
-закреплять понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет;
-содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Занятие
Д/игра
«Удачная покупка»
«Назови лишнее слово»
Февраль
Полез-ные экономические навыки и привычки в быту
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- познакомить с понятиями: денежная единица, номинал;
- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области;
- финансовой грамотности через игровые средства обучения.
Командная игра
«Как проверить и посчитать деньги»
Март
Товар и труд
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата»;
- воспитывать любовь к труду и гуманное отношение к природе.
Занятие
Физкультминутка.
Дидактическая игра
«ТРУД - ПРОДУКТ»
"Что будет, если …»
Март
Реклама: правда или ложь
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- закрепить понятия экономического спектра (магазин, кафе быстрого питания, торговый центр, рынок, товар, продавец, покупатель и пр.);
- научить детей правильному отношению к деньгам, рассказать, как можно их разумно использовать;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Командная игра
«Рекламный бизнес»
Апрель
Товар и труд
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- расширять знания детей о важности и значимости труда;
- формировать представления детей о продукте деятельности (товаре, объяснить происхождение стоимости ;
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности;
-формировать умение соблюдать безопасное поведение во время игровой деятельности, элементарные нормы и правила поведения в процессе совместной образовательной деятельности, действовать в команде;
-развивать представление детей о понятии «деньги», «товар», «профессии», «финансы», «бюджет», «доход и расход»
-воспитывать положительное отношение к труду других людей и его результатам;
- воспитывать трудолюбие, стремление быть полезным окружающим
-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение вести диалог; слушать ответы сверстников; умение высказывать предположения и делать простейшие выводы; излагать свои мысли понятно для окружающих;
- развивать память, внимание, воображение, творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию;
- развивать художенственно-эстетическое восприятие: чувственное восприятие художественного слова, образное восприятие стихотворения;
-развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимания, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.
Занятие
Беседа
Игры
Беседа
Физминутка
«Введение понятия финансовой грамотности через профессии»
«Профессии»
«Что делает? (профессии)» и «Наоборот»
«Труд, товар, деньги»
«Раз, два, три, четыре, пять»
Апрель
Реклама: правда или ложь
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- закрепить понятия экономического спектра (магазин, кафе быстрого питания, торговый центр, рынок, товар, продавец, покупатель и пр.);
- научить детей правильному отношению к деньгам, рассказать, как можно их разумно использовать;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Занятие
Физминутка (музыкальная)
«Реклама»
«Танец маленьких утят»
Май
Товар и труд
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания
-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Занятие
Д/игра
Игра
Игра
Деловая игра
"Путешествие в страну Финансов"
"Найди современные деньги"
«Дополни»
"Выполни работу качественно"
«Варим борщ»
Май
Реклама: правда или ложь
Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Занятие
Д/игра
«Реклама – помощница торговли»
«Дерево объявлений»
Содержание
Конспект ООД. Тема: «Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк»)
Конспект ООД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»
Конспект ООД. Тема: «Открываем супермаркет»
Конспект ООД. Тема: «Юные финансисты»
Конспект ООД. Тема: «Приключения Грамотея и Капризки»
Конспект ООД. Тема: «Музей денег»
Конспект ООД. Тема: «Путешествие в страну «Экономград»
Конспект ООД. Тема «Путешествие в страну денег»
Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Конспект ООД. Тема: «Что такое деньги?»
Конспект ООД. Тема: «Чудо-деньги»
Конспект ООД. Тема: «Приключение девочки Танечки»
Конспект ООД. Тема: Путешествие в страну Рублика
Блок «Деньги и цена»
Старший дошкольный возраст
Конспект ООД. Тема: «Азбука денег»
(для детей старшей группы)
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, зерна кофе, зерна пшеницы, камушки, глиняный кувшин, ковёр-самолёт, мультфильм, мультимедийное оборудование.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ребята! Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,
Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе,
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть (приседаем,
Можем мы большими быть (вырастаем на носочках, Но один никто не будет (соединяемся в середине).
Воспитатель: Ребята. У каждого из нас есть свои мечты! Новая кукла, новый конструктор, самокат, видеоигра, новые модные заколки, пенал или машинки. А может быть, вы хотели бы завести домашнего питомца, ну например, котенка, щенка или хомячка? Или вы мечтаете о путешествии на воздушном шаре в какойнибудь город или страну?
Звучит спокойная музыка, появляется ковёр-самолёт.
Воспитатель: Ребята, что это за необычный предмет?
Дети: Ковёр-самолет.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нам будет нужен?
Дети: Для путешествия.
Воспитатель: Все верно, ребята. Я хочу вам предложить сейчас отправиться в необычное путешествие.
Воспитатель вместе с детьми, становится на ковёр-самолёт и отправляется в путешествие, находят предметы в разных местах группы (глиняный кувшин, камни, зерна пшеницы, кофе, фрукты).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего мы нашли эти предметы?
Дети высказывают свое мнение, почему же мы нашли эти предметы.
Воспитатель: Хочу с вами поделиться одной историей и внимательно послушать ее.
«Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер - предшественник современных денег».