Екатерина Мамедова
Краткосрочный проект «Космос» с воспитанниками средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему "Космос" с воспитанниками средней группы.
Краткосрочный проект «Космос»
Средняя группа «Солнышко»
Реализация по плану самообразования.
Подготовила: Мамедова. Е. Ф.
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В. Войнович
Методический паспорт проекта
Проблема:
Незнание детьми российского праздника «День космонавтики», о космосе, космонавтах и первом полете Юрия Алексеевича Гагарина.
Недостаточное внимание родителей к российскому празднику «День космонавтики».
Цель проекта : Познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями космоса, названиями планет.
Задачи:
- знакомство с праздником «День космонавтики», с первым полетом Юрия Гагарина, названиями планет.
- расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого полета Юрия Гагарина в космос.
- развивать интерес, творческие способности, знакомить с профессией космонавта.
- расширить словарный запас детей (Космодром, марсоход, луноход, капсула, комета, астероид, и названия планет солнечной системы)
- Учить обратному счёту при запуске ракеты (от 10 до 0)
Вид проекта : краткосрочный, с 01.04 по 12.04
Тип проекта : творческо-информационный, познавательный.
Участники проекта : дети средней группы, педагог, родители.
Форма представления продукта:
Выставка творческих работ детей и родителей на тему «Планеты галактики».
Актуальность проекта :
В период смены общественных информаций нарушается преемственность
поколений в воспитании детей и прежде всего нравственного опыта. Дети
мало знают о празднике День космонавтики, почему он существует, и кто
первым совершил полет. Дошкольники не испытывают чувство гордости за
Родину.
Актуальность данного проекта обусловлена еще и тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей как всё неведомое, непонятное. Комплексная работа в рамках проекта даё т возможность многосторонне развивать личность дошкольников: дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать, закрепляют геометрические фигуры. Также прививается любовь и желание соблюдать здоровый образ жизни познавая профессию «космонавт».
Предполагаемый результат: В ходе реализации проекта дети узнают много новой информации о космосе, о профессии космонавт, о празднике «День космонавтики». Мечты детей стать космонавтами не так актуальны в наше время. Разовьются умственные способности детей, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Появится заинтересованность детей темой о космосе, их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Этапы проекта
1-й этап (подготовительный)
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта
• Подбор и изучение методической литературы
• Постановка цели и задач.
• Работа с родителями по взаимодействию и реализации проекта
• Разработка проекта
• Создание развивающей среды : подбор материала, атрибутов, иллюстрации и фотографии о космосе, художественной литературы, игр по данной теме, использование интерактивной доски для просмотра презентации и видеофильмов, использование лэпбука «Космос».
2-й этап (основной)
Реализация проекта.
Формы и методы работы:
Опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?»
Познавательные беседы: «Космос», «Первый космонавт на Земле», «Профессия — космонавт»
Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».
Просмотр видеоролика «Галилео о космонавтах».
Игра «Разрезанные картинки»
Пальчиковая гимнастика «10.9.8.7.6.5.4.3.2.1-пуск»,
Чтение сказок: «Находчивая девочка и щедрое Солнце», «Жила была планета» автор: Ирис Ревю
Беседа – «Знакомство со скафандром»
Дидактическая игра «Что есть в космосе».
Художественное творчество «Космос моими глазами»
Сюжетно-ролевая игра: «Строители космодрома», «Космонавты на осмотре», «Запуск ракеты».
Физкультурная зарядка «Космическая зарядка»
Подвижные игры: «Планеты в ряд».
Аппликация в технике папье маше на тему: «Планеты галактики»
Мастер класс с детьми для родителей «Солнечная система»
Рассматривание альбома «Детям о космосе».
Разгадывание загадок и чтение стихов о космосе.
3-й этап (заключительный)
• Презентация проекта «Космос»
• Выставка творческих работ детей и родителей «Планеты в космосе»
Работа с родителями
1. Информационная папка «День космонавтики».
2. Беседа на тему «Расскажите детям о космосе».
3. Рассматривание вместе с детьми фотоматериала о космосе и космических кораблях, космонавтах.
4. Выставка работ
Итоги проектной деятельности :
В ходе работы над проектом :
• расширены и систематизированы знания детей о российском праздника «День космонавтики», о космосе, космонавтах и первом полете Юрия Алексеевича Гагарина, изучены названия планет, расширен словарный запас.
Вывод:
В ходе реализации проекта дети узнали много новой информации о космосе, о профессии космонавт, о празднике «День космонавтики», о первом полёте Юрия Гагарина. Появилась заинтересованность детей темой о космосе, их познавательная активность.
Приложение
Познавательная беседа «Космос»
Цель: сформировать у детей понятия «космос»;
Задачи: выяснить, что есть в космосе; ввести понятия «звезды», «планеты».
воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
Оборудование и материалы: игры на космическую тему, презентация, лэпбук, наглядный материал в картинках.
Содержание беседы
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная.
Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения космоса.
На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие — менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные.
А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. Вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка» (Пальчиковая игра)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планета подобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Метеоры - явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц, например, осколков комет или астероидов. Метеоры еще называют падающими звездами.
Приложение
Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле»
Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;
Задачи: воспитывать интерес к профессии космонавта;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине. Желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование и материалы:
Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;
Ход беседы
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики.
После полете Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова.
Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле. Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом). Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета, куда упадёт капсула при приземлении). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
Приложение
Беседа «Профессия – космонавт»
Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах, познакомить с профессией космонавт.
Дети играют. Вдруг в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки).
Воспитатель : Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос.
Воспитатель : А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала.
Воспитатель : Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых.
Воспитатель : Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами? Ну, тогда моё вам первое задание. Становитесь на «Космическую зарядку»
Дети становятся в рассыпную и повторяют движения под музыку за воспитателем.
Игра «В космосе». Дети берут мяч, и передавая его из рук в руки, называют слова, связанные с космосом.
Воспитатель : Молодцы, как много космических слов вы знаете. Какие сильные на зарядке. А теперь проверим вашу выносливость (игра «Держу равновесие»). Нужно будет простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны. Приготовились, начали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты.
Но это ещё не всё, вас должен осмотреть перед полётом врач! Сюжетно-ролевая игра «Космонавты на осмотре». Молодцы ребята, все здоровы, можем отправляться в полёт.
Воспитатель : а кто знает, откуда отправляется ракета? (с космодрома) Необходимо нам его построить для начала. Игра «Строители космодрома».
Воспитатель : Итак, ракета у нас есть, космодром построен, и мы смело можем отправиться в путешествие (ребята по очереди заходят в ракету, остальные прощаются с ним) Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1.
Воспитатель : Ура, взлетел наш космонавт. (воспитатель выводит на экран планету и просит назвать ребят, куда отправился наш космонавт)
Все дети по очереди отправляются в космос, каждого провожают и ведут отсчёт, затем называют планету, на которую он попал, тем самым закрепляя знания.
Воспитатель : Ребята, а как звали первого в мире космонавта? Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель : Он совершил свой первый полет 12 апреля 1961 года, это было очень давно. И тогда все люди нашей страны гордились этим событием.
Воспитатель : О, нашем первом космонавте писали много стихов, вот послушайте одно из них.
Юрий Гагарин
Автор: Владимир Степанов
В космической ракете,
С названием "Восток"
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель : Ребята, о чём это стихотворение? Правильно о Ю. Гагарине, о его первом полете. А как называлась эта ракета? Молодцы, вы внимательно слушали «Восток».
Воспитатель : Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, гражданин которой совершил первый полет в космос.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам ещё одну зарядку. Ведь для космонавтов очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Начнём? Поехали.
Воспитатель читает стихотворение и выполняет упражнения, ребята повторяют упражнения за воспитателем.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет — не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня — космонавт!
Продолжаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Воспитатель : Ребята, в свой первый полет Юрий Гагарин сделал круг вокруг Земли. Давайте пролетим над нашей планетой и посмотрим, что же он видел из своего иллюминатора. Земля вращается вокруг Солнца, так же, как и все другие планеты, и одновременно вокруг себя, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь.
Воспитатель : Мы видим на этих фото нашу планету Земля. Ребята, что собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии? Правильно, она круглая. А какие цвета мы здесь видим? Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете? Правильно, это вода, моря и океаны.
Воспитатель : Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым? Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята.
Воспитатель : Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней из всех планет солнечной системы есть жизнь.
Воспитатель : У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна.
Воспитатель : У Луны есть одна особенность: она каждый день меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С». Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает, то ее частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца).
Воспитатель : Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю.
Сегодня все были молодцами! Поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.
Приложение
Малоподвижная дидактическая игра
«Что есть в космосе»
Детям предлагается разделиться на 2 команды, у каждой команды картинка образец и разрезанные части картинки. Воспитатель произносит слова «На стар, внимание, начали», и дети на скорость собирают картинку. Победившая команда называет что изображено на картинке (астероид и комета). Воспитатель поощряет обе команды призами за старание.
Приложение
Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»
Задачи:
• Закрепить у детей представление о звёздах, планетах солнечной системы.
• Развивать у детей воображение, умение обосновывать своё желание, высказывать свои предположения и догадки, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу.
• Воспитывать уважение к мнению других детей, умение слушать.
Ход беседы:
Воспитатель показывает детям плакат с изображением солнечной системы.
Как вы думаете, что это? (солнечная галактика, космос, вселенная) Почему вы так решили? (тут есть звёзды, планеты, кометы)
Это макет Солнечной системы, та часть Вселенной, где находится наша планета Земля. А что такое космос? (это вселенная)
Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом или Вселенной. Как вы думаете, у космоса есть начало и конец? (ответы детей)
Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная заполнена бесчисленным количеством звёзд. Комет, планет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. Но чего в космосе нет? (воздуха) Как вы думаете, планеты, звезды, неподвижны? (ответы детей)
Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся с огромной скоростью по своему пути. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй».
А вы хотели бы полететь в космос? (да) Что именно вы хотели бы увидеть в космосе, где побывать и почему именно там? (ответы детей) Какая из планет вас привлекает и почему? (ответы детей)
В космосе тихо, одиноко, холодно. А как вы думаете, есть ли ещё в космосе планеты, на которых живут люди? (ответы детей)
Предлагаю отправиться на луну всем вместе.
Дети садятся на стульчиках полукругом на против проектора.
Воспитатель включает презентацию.
Что такое Луна? Луна – не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Луна – самое близкое к Земле небесное тело. На её поверхности можно увидеть светлые пятно – это лунные моря, на самом деле в них нет ни капли воды. На Луне нет воздуха. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем космической пыли. Луна светит потому, что её освещает Солнце. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. Как вы думаете на Луне можно жить? Почему? (ответы детей)
Облетаем Луну и видим летящую комету.
Что такое комета? Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «Грязными снежками». Они «живут» очень далеко от Солнца, дальше самых дальних планет. Многие только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинах космоса. Когда комета приближается к Солнцу, её можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у неё появляется светящийся хвост. Солнце нагревает комету, замёрзшие газы и лёд начинают испаряться и тянутся за кометой как хвост.
Но вот полёт подошёл к концу, заканчивается топливо, и мы возвращаемся назад. Какое интересное путешествие у нас получилось.
Приложение
Аппликация в технике папье маше «Солнечная система»
Воспитатель : Ребята, сегодня мы создадим свою маленькую солнечную систему на ватмане. Для этого нам понадобится: гуашь, клей ПВА, бумажные салфетки, кисточка, вата и ватман.
Воспитатель объясняет, что нужно делать с салфетками, как их окрасить и сжать в комочек придавая круглую форму. В процессе работы, дети вспоминают названия планет, их цвета, и размеры в соотношении друг другу.
После того, как готовые планеты подсохнут, их раскрашивают в нужный цвет (земля-цветная, марс-красный, солнце – жёлтое и т. д, сатурну и урану приклеивают кольца из ваты. Затем все планеты с помощью клея пистолета приклеивают на заранее подготовленный ватман закрашенный чёрной краской с белыми брызгами.
Ребята, посмотрите какая солнечная система у нас получилась!
Приложение
Итоговый результат «Выставка планет»
Результатом нашего проекта по знакомству с космосом является выставка работ детей с родителями. Планеты в технике папье маше, ракета, макет космических тел, коллективная работа детей с воспитателем.
- фильм "Космос"[/url]