Татьяна Ушаткина
ФГОС дошкольного образования — стандарт поддержки разнообразия детства
▼ Скачать + Заказать документы
Чуть больше года прошло с того времени, как в дошкольном образовании был принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО). Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей успешного обучения в школе.
О чем же еще гласит этот важный документ и что меняется с его приходом в жизни педагогов, воспитанников и их родителей?
Публикация «ФГОС дошкольного образования — стандарт поддержки разнообразия детства» размещена в разделах
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Стандарт выдвигает три группы требований: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; к условиям ее реализации и к результатам ее освоения.
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации обучающихся. Стандарт не допускает также переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Развитие ребенка – познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и социально-коммуникативное - осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
В тексте Стандарта не употребляется слово «занятие», но это не означает, что воспитатели перестанут заниматься с детьми, просто такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Программа должна реализовываться в приемлемых для дошкольников видах детской деятельности, таких как игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др., каждой из которых соответствуют определенные формы работы с детьми.
Изменяется и способ организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение ценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.
Какие же требования устанавливает Стандарт к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования? Это целевые ориентиры, которые представляют собой не оценку ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования : инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание ряда условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, создание развивающей предметно-пространственной среды. Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья
Документ также ориентирует и на взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.
Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. В них есть желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной, стремясь к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
(статья составлялась для районной газеты, при подготовки к аттестации)