Дадаева Татьяна
Если ребенок не хочет делиться
▼ Скачать + Заказать документы
Делиться друг с другом – ключевой элемент в общении, особенно это важно, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Если вы столкнулись с детской жадностью, не спешите ругать себя за плохое воспитание, возможно такое поведение – новый этап развития малыша, который учится всему, в том числе защищать свое.
Подрастающий карапуз развивает интерес и привыкание как к людям, так и к вещам. Эта способность формировать сильные привязанности важна для того, чтобы стать эмоционально здоровым человеком. Так, годовалому ребенку трудно делить с кем-то свою маму, а двухлетняя малышка с неохотой дает подержать другим любимую куклу. Иногда ребенок настолько привязывается к игрушке, что старый плюшевый заяц становится важной частью его уютного мира.
Темочки:
Важно понимать, что дети редко способны к истинной эмпатии до шести лет. До этого возраста они вынуждены делиться своими игрушками, потому что взрослые принуждают к этому. Поэтому в возрасте четырех или пяти лет вероятность того, что ребенок поделится своим заветным штопаным медведем, не выше, чем взрослый поделится семейной реликвией, подаренной бабушкой. Кстати, дальновидные родители уважают и защищают право ребенка на его собственное имущество.
При должном руководстве со стороны родителей двухлетний маленький скряга вполне может стать щедрым ребенком. Но только если вы не будете уговаривать его делиться. Ведь есть большая разница между тем, чтобы заставлять детей делиться, и поощрять делать это. Принудительная передача игрушки непременно вызовет обиду в малыше – это ни в коем случае не учит щедрости, в противовес он узнает, что делиться плохо.
Как отучить ребенка жадничать?
1. Хороший способ смоделировать ситуации проявления щедрости – позволить погрузиться в атмосферу веселья. Дети с большей вероятностью запомнят то, чему они научились в игре, нежели, что услышали в ваших нравоучениях.
2. Научите ребенка говорить о своих потребностях. К примеру, предложите ему: «Когда Леша слезет с машинки, ты сможешь на ней покататься. Спроси его, когда он закончит». Когда начинается ссора, иногда лучше не торопиться, не вмешиваться. Дайте детям время и пространство, чтобы решить это между собой.
Оставайтесь в стороне и наблюдайте. Если динамика движется в правильном направлении, дети решают проблему между собой – оставайтесь сторонним наблюдателе. Если ситуация ухудшается – вмешайтесь. Самостоятельное решение проблемы – с небольшой помощью родителей или без нее – имеет наибольшую ценность.
3. В возрасте четырех лет ребенок вступает в новый этап социализации. На первый план выходит общение, а вещи уже играют второстепенную роль, они лишь помогают завязать разговор и найти друзей. В это время малыши осознают, что если они поделятся шоколадом или одолжат игрушку им будет проще общаться. И вы как родитель должны поощрять это.
4. Обучение личным примером – один из самых эффективных способов повлиять на поведение дошкольника. Во время обеда предложите: «Хочешь откусить от моего бутерброда? Я могу поделиться с тобой». Чем чаще вы будете использовать слово «поделиться», тем скорее ребенок поймет, что оно означает.
5. Играйте с ребенком в игры, которые включают в себя обмен и очередность. Проговорите с ребенком по шагам : «Теперь моя очередь строить башню, затем опять твоя. Ты поделишься со мной красными кубиками, а я поделюсь с тобой зелеными».
В раннем возрасте малыши учатся понимать свои потребности. Понятия обмена, одалживания и заимствования слишком сложны для понимания маленькими детьми. Как научить ребенка делиться и не жадничать – долгий процесс, наберитесь терпения. Со временем использование этих стратегий поможет заложить основу для разрешения более сложных эмоциональных ситуаций по мере взросления.