Коваленко Ольга
Сложности адаптации во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку я воспитатель 2 младшей группы, а это дети первого года набора в возрасте 2,5-3,5 года. То основная задача, которая стояла передо мной в этом году - сделать адаптацию воспитанников наименее болезненной. По этой теме, есть огромное количество литературы, но каждый педагог знает, что универсального инструмента, волшебной палочки просто нет.
Адаптация, несомненно, психологически сложный период для детей. Процесс усугубляло то, что обычно в этом возрасте у деток случается, так называемый, кризис трех лет. Переход от младенчества в собственно детство, который характеризуется постоянными протестами, отрицаниями ребенка, капризами и даже истериками.
Публикация «Сложности адаптации во второй младшей группе» размещена в разделах
Для начала опишу общую тенденцию: поскольку в условиях муниципального детского сада, когда в группе сорок человек и новенькие дети приходят не по одному, а целыми группами, и каждый требует внимания, каждый плачет, и каждому ребенку кажется, чем сильнее он кричит, тем больше на него обратят внимания. Кроме того, задачу осложняло то, что у большинства детей отсутствовали навыки самообслуживания. А воспитатель всего один. Поэтому помимо традиционных педагогических приемов, принятых в период адаптации, я решила пойти на своеобразную арт-терапию. Во- первых я решила использовать кинетический песок. Помимо того, что занятия с песком развивают мелкую моторику, что очень важно для этого возраста, и активируют творческие способности ребенка. Манипуляции с песком значительно выравнивают эмоциональный фонон. Я предлагала деткам песочек как в начале дня, когда они плакали после расставания с мамой, так и как альтернативный вид деятельности после активных занятий, таких как музыка и физкультура. И поскольку процессы возбуждения у детей преобладают над процессами торможения, то перенесение фокуса значительно улучшало психологическое состояние. В этом возрасте ещё нет понятия сюжетно-ролевой игры, включающую несколько детей сразу, а работа с песком интересна даже в одиночку. Еще хочется отметить, что работа с песком помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.
Второй прием, которым я воспользовалась - это активное использование пальчиковых красок. Помимо развития все той же мелкой моторики, они отлично помогают справиться c эмоциями. В начале каждого дня я предлагала деткам, либо дорисовать мордочку на плакате, либо мы изображали осенние листья, на стеклах, или снежинки, или воздушные шары. Кроме того, коллективные работы, отлично развивали коммуникативные навыки тех детей, которые уже разговаривали, и отлично работали на сплочение коллектива.
Одним из самых сложных случаев адаптации, была адаптация воспитанника Ломакина Александра. Возраст 3 года., ребенок абсолютно здоров. Но адаптация проходила тяжело : во-первых – это были страшные истерики, во время, которых ребенок бился головой о стекла, истошно кричал длительное время. Никакие уговоры и отвлечения не действовали. Мальчик успокаивался только тогда, когда приходил кто-то из родителей. Маме был предложен ряд рекомендаций, которые должны были облегчить адаптацию (не оставлять ребенка в саду надолго, первое время находиться с ним, договариваться заранее с сыном и увеличивать время пребывания в группе постепенно) но они не дали результата. Я предложила поработать с психологом. Но когда мы стали разбираться, то выяснилось, что психологическая обстановка в семье достаточно напряженная, родители в состоянии развода и ребенка используют как инструмент манипуляции друг другом. Кроме того Саша все время кричал, что боится. Мы не могли выяснить чего же конкретно. Но в один момент, в разгар истерики, я села с ним на пол, поставила туда же песочницу и предложила поиграть с песком. В процессе ребенок рассказал, что мама в разговоре с папой назвала меня (воспитателя) страшной, и ребенок, для которого мать безусловный авторитет, воспринял это буквально. Ситуацию сломить не удалось. Я порекомендовала перевести мальчика в другую группу.
В этой связи важно отметить, что единая политика, единый стиль требований дома и в саду переоценить просто невозможно. Тесное взаимодействие родителей и воспитателя позволит сделать процесс адаптации более мягким и значительно сгладит кризисные моменты.