Досманова Эльвира
Дыхательная гимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика для дошкольников
Досманова Эльвира Аскатовна
воспитатель МАДОУ ДС № 9 «Черепашка»
СЛАЙД №1
Дыхание - это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности.
Публикация «Дыхательная гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной и других систем организма. Применяется в терапевтических и профилактических целях.
СЛАЙД №2
Типы дыхания
Нижнее или «Брюшное» в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя. Наблюдается у всех детей до 1 года и у мальчиков от 9 лет
Реберное «Грудное» наблюдается при сокращении наружных межреберных мышц и мышц грудного пояса. Характерно для девочек от 9 лет.
Смешанное (грудобрюшное) наблюдается у детей от 1 года до 9 лет
СЛАЙД №3
Признаки проблем с дыханием
Определить, что у ребенка плохо развитая система дыхания, просто. Необходимо обратить внимание на следующие внешние признаки:
• Бледность
• Утомляемость
• Сонливость
• Медлительность
• Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
• Дыхание через рот
• Частые респираторные заболевания.
От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта и всего организма в целом.
СЛАЙД №4
Значение дыхательной гимнастики
Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается.
Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания : бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т. д.
Польза дыхательных упражнений
Упражнения укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей. Стимулируется деятельность желудка и кишечника. Способствуют выравниванию осанки.
Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы. Прекращаются головные боли.
С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые люди вынуждены вдыхать в черте промышленного города.
Дыхательная гимнастика важна для развития речи ребенка. Некоторые комплексы помогают успешно решать проблему заикания.
Помимо всего перечисленного для взрослых умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
СЛАЙД №5, № 6
Требования к проведению дыхательной гимнастики
не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
температура воздуха должна быть на уровне 18-20°С;
одежда не должна стеснять движений;
не заниматься сразу после приёма пищи;
не заниматься, если у ребёнка заболевание органов дыхания;
дозировать количество и темп проведения упражнений;
выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
после выдоха сделать остановку на 2-3 секунды;
не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой
необходимо соблюдать следующие основные правила:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
Перед выполнением упражнений необходимо
позаботится о создании условий:
- Ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы) ;
- Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;
- Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или в хорошо проветренной комнате.
- Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия — от 3 до 6 минут.
- Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении.
- Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения.
- Сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа.
Отличное решение - делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился.
СЛАЙД №7
Существует несколько различных методик
проведения дыхательной гимнастики.
Дыхательные упражнения, главным образом, основаны на методиках
Б. С. Толкачёва, К. П. Бутейко, М. Л. Лазарева А. Н. Стрельниковой,
Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева.
Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.
Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.
Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.
Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.
Данная методика направлена на совершенствование речевого дыхания дошкольников и используется в логопедии.
Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Суть этой методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы.
Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
СЛАЙД №8
Противопоказания
Порок сердца - больной орган может не выдержать нагрузки.
Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
СЛАЙД № 9-12
Предлагаем некоторые дыхательные упражнения для использования в младшем дошкольном возрасте.
СЛАЙД № 13-22
Мы начали более активно использовать дыхательную гимнастику в своей группе.
Учавствовали в акции «Здоровый образ жизни». Ролик преставлен в сети Инстарамм на страничке детского сада.
В планах оформить материал в виде проекта «Дыхательная гимнастика младшем дошкольном возрасте»
Дыхательные упражнения включаем в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкультминутках во время проведения непрерывной образовательной деятельности.
Стараемся постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Во время утренней гимнастики и занятий по физкультуре обычно используем 1- 2 дыхательных упражнения для восстановления дыхания после физической нагрузки. На прогулке пока нет возможности проводить дыхательные упражнения.
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья»
Артур Шопенгауэр