Наталья Гончар
Двухнедельный экологический проект «Люблю берёзку»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель экологического воспитания – формирование начала экологической культуры, то есть бережное отношение ребёнка к природе, себе и окружающим людям. Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными, бережно относиться к ней и её обитателям. Привлекая внимание к тесному общению с природой, познанию мира, мы способствуем развитию у них таких чувств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти чувства, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в их характер, станут его основой, помогут на протяжении всей дальнейшей жизни бережно относиться к окружающему миру.
Публикация «Двухнедельный экологический проект „Люблю берёзку“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Человек, воспитанный искусством, экологией способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем
Проблема: правильное взаимодействие человека с природой, понимание и видение окружающего мира.
Цель проекта: решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста через наблюдение за берёзой, закрепить знания о строении дерева,
Задачи исследования:
1. Формирование начала экологической культуры, бережное отношение ребёнка к природе, себе и окружающим людям.
2. Развитие эмоционально–чувствительной сферы личности, как одного из компонентов экологической культуры.
3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Организационный этап:
1. Подбор и анализ литературы экологического содержания о берёзе.
2. Подбор и изготовление дидактического материала для игр.
3. Подбор иллюстраций в осенний период времени.
Подготовительный этап:
1. Чтение (прослушивание) стихотворений А. Прокофьева, И. Токмаковой, С. Есенина, Р. Рождественского.
2. Поиск объекта исследования.
3. Подбор природного материала для художественного отображения впечатлений после знакомства с объектом исследования (опавшие березовые листья разной окраски и размера, сухих веточек).
Практический этап:
1. Чтение и заучивание стихотворений, потешек о берёзе.
2. Знакомство и заучивание народных загадок о берёзе.
3. Совместное изготовление материала для дидактических игр.
4. Наблюдение и знакомство с объектом исследования в природе.
5. Беседы-викторины о пользе берёзы для человека.
6. Изготовление гербария.
Педагогические методы:
1. Чтение художественных произведений.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Отбор предметных картинок по заданию воспитателя.
4. Рассказ воспитателя о видах берёз, месте произрастания, пользе для человека.
5. Исследовательская деятельность детей в поисках понравившихся листьев, исследование опавших веточек после ветра для сравнения почек с другими деревьями.
I неделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Художественная литература.
О. Шестинский «Без берёзы не мыслю России».
Цель: Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе; учить беречь природу; привить любовь к Родине.
Привлечь внимание детей к иллюстрации берёзки; уточнить после прочтения сюжеты стихотворения; заучить последнее четверостишье.
2.. Конструирование.
«Рыбка» - флористика из берёзовых листьев
Цель: Учить детей создавать выразительный образ рыбки из сухих листьев берёзы; развивать способность к дизайну, совершенствовать чувство формы и пропорции.
Самостоятельный подбор листиков по окраске и величине, аккуратно пользоваться ножницами и кисточкой с клеем при работе с хрупкими листьями.
3. Наблюдения.
Целевая прогулка «Рассматривание берёзы»
Цель: Уточнить представление, что дерево - это растение с теми же составными частями (корень, ствол, листья); пополнить активный словарь: ствол, ветви, листья, плакучая, спадающие.
Заинтересовать детей к рассмотрению дерева с участием куклы Незнайки, вызвать эстетические переживания от восприятия красоты природы.
ВТОРНИК
1. Математика.
«Давай узнаем дорогу».
Цель:Формировать умение отсчитывать шаги в пределах по заданию персонажей; учить ориентироваться в пространстве (прямо, налево, направо).
Завлечь детей практическими навыками отсчитывать свои шаги по заданию персонажей, которые встречаются по дороге; словесные задания иллюстрировать указателями направления пути.
2. Рисование.
«Белая берёза под моим окном» -
1-ое занятие
Цель: Учить смешивать синий и белый цвета для получения небесно-голубого оттенка; совершенствовать навыки тонирования белого альбомного листа в голубой цвет, не допуская разводов.
Для тонирования понадобится поролоновая губка, ванночка для смешивания синей и белой краски, альбомный лист; можно за один стол посадить детей с разными навыками для образца и помощи друг другу;
3. Наблюдения.
«Найди дерево по описанию»
Цель: Закрепить знания о деревьях как представителях флоры, их красоте, отличительных признаках и пользе для человека; формировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать слуховое внимание.
Сенсорный опыт детей пополнится в прощупывании листьев, почек и веточек с разных деревьев, которые встречались на территории детсада; уточнять с детьми форму, цвет, запах, размер изучаемого объекта природы.
СРЕДА
1. Развитие речи.
А. Прокофьев «Берёзка
Цель: Учить составлять короткий рассказ по сюжету стихотворения; активизировать в речи глаголы; упражнять в подборе прилагательных в сравнительной степени; прививать любовь к Родине.
Положительное впечатление от красивого стихотворения А. Прокофьева скрасить иллюстрациями берёзки в осенний период времени, подтвердить, что она может менять настроение от внешнего вида.
2. Аппликация.
«То светлая, то грустная».
Цель: Учить передавать в коллективной работе поэтический образ берёзы из раннее услышанного стихотворения; познакомить с возможностью создания образа отпечатанными символами и аппликацией вырезанных листочков; показать смешанный способ изображения наблюдаемого природного объекта.
Коллективную работу начать с дорисовки свисающих ветвей; отпечатывание берёзовых листьев проводить подгруппами; для завершения художественного оформления коллективной работы можно приклеить вырезанные симметрично листочки из цветной бумаги.
3. Наблюдения.
«Листик жёлто-зелёный».
Цель: Закрепить представление о сезонных изменениях в природе, об их влияниях на жизнь растения.
Подчеркнуть начальный период изменения окраски берёзового листика, его смешение окраски на одном листе (желто-зеленый).
ЧЕТВЕРГ
1. Окружающий мир.
«Разнообразие деревьев».
Цель: Закрепить обобщающие понятия «дерево», знать характерные свойства строения для разных деревьев; дать представление о том, как деревья размножаются; учить рассматривать и присваивать характерные плоды к каждому дереву.
Обеспечить иллюстрированной композицией разнообразных деревьев, в основном тех, которые встречаются на участке детского сада; подкрепить сенсорным опытом из «чудесного мешочка» плодами с разных деревьев, закрепляя тактильный сенсорный опыт.
2. Лепка.
«Нарезной берёзовый листок» - барельеф.
Цель: Закреплять приемы лепки: раскатывание, сплющивание, прищипывание; учить создавать узор на плоскости, работая стекой для придания образа нарезного листочка; развивать эстетическое восприятие; вызвать положительное эмоциональное отношение к своей работе.
Обеспечение наглядного материала – засушенные берёзовые листочки – позволит детям сравнивать результаты своей работы с оригиналом; позволить детям выбрать цвет и величину своего листочка; дать возможность сравнить свою работу с другими на выставке детского творчества.
3. Наблюдения.
«Как изменилась берёзка!»
Цель: Воспитывать интерес к наблюдаемому объекту в изменившихся природных условиях; приучить следить за изменениями в окраске березовой кроны; учить связывать изменения в окраске листьев с погодными условиями, как причинно-следственный процесс.
Для отображения изменений в окраске кроны березы подобрать иллюстрации, подтверждающие изменившийся вид дерева; связывать свои наблюдения с личным опытом; вести дневник наблюдений.
ПЯТНИЦА
1. Экология.
«Берёзка – наш народный доктор»
Цель: Расширить представление об одном из красивейших дереве в России; воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений; учить беречь природу.
Воспользоваться информационной картой данного проекта; использовать гербарий; подкрепить впечатления сенсорными восприятиями: понюхать, потрогать руками.
2. Рисование.
«Белая берёза под моим окном» -
2-ое занятие.
Цель: Учить рисовать дерево, развивать образное восприятие, чувство пропорции; закрепить умение рисовать кончиком кисти для передачи тонких частей березки.
Обеспечить иллюстрированное представление о березе, передавая разное настроение в разный осенний период, в разной одежде.
3. Наблюдения.
«Настроение берёзки».
Цель: Развивать эстетическое восприятие, образное представление и воображение детей; познакомить с причинно-следственными признаками внешнего вида наблюдаемого объекта от погодных условий.
Изменение погодных явлений обеспечивают интенсивное изменение окраски листвы на берёзке, которое хорошо наблюдать издали, что хорошо передает настроение внешнего вида наблюдаемого объекта, а с близкого расстояния при подходе к дереву, наблюдается окраска и интенсивность листопада.
IIнеделя
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Художественная литература.
Русская народная сказка: «Заюшкина избушка».
Цель:Учить детей давать характеристику персонажам сказки; активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Демонстрировать сказку иллюстрациями; побудить досказать сюжеты сказки; поощрять попытки детей самостоятельно развивать сюжеты произведения.
2. Конструирование.
«Бабочка» - флористика
Цель: Учить детей создавать красивый образ бабочки из сухих листьев; продолжать формировать аппликативные умения; развивать чувство композиции, симметрии; воспитывать художественный вкус.
Напомнить детям о симметричном построении бабочки, обеспечить свободный доступ детей в выборе одинаковой пары листочков.
3. Наблюдения.
«Как березка собирает птичек-сестричек?»
Цель: Подвести к понятию того, что часть птиц улетает в теплые края; обратить особое на зимующих птиц, как можно облегчить проживание внимание птиц в зимний период; приучить связывать наблюдения с личным опытом.
В уголке наблюдения за природой помещена дидактическая игра: «Какие птички могут прилететь к кормушке на берёзке?» Дети периодически пополняют дневник наблюдений.
ВТОРНИК
1. Математика.
«Сосчитай листочки на берёзке».
Цель: Учить считать до 6 на основе сравнения равных и неравных по численности групп, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6; уточнить представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины и формы, расположения и направления счета; формировать умение отсчитывать предметы в пределах 6.
На эскизе берёзового дерева можно использовать левую и правую сторону, как разное множество листьев; множества можно разделить по цвету, затем по величине. Чтобы закрепить представления о независимости числа от пространственно-количественных признаков, признаки (величина и цвет) необходимо перемешать и различать множества на «левое» и «правое».
2. Рисование.
«Берёзовый листопад»
Цель: Учить передавать в рисунке правильное построение дерева; отображать характерные черты спадающих ветвей берёзки; закрепить навыки рисования кистью методом примакивания всем ворсом, кончиком кисточки; развивать эстетическое чувство цвета, чувство прекрасного.
Для рисования красками дерева белого цвета, целесообразно использовать тонированную бумагу голубого цвета для яркого контраста; полоски черного цвета можно рисовать тоненькой кисточкой.
3. Наблюдения.
Игра-путешествие «Вы не видели берёзку?».
Цель: Закрепить название осенних цветов; воспитывать любознательность, пытливость, вежливость в обращении к персонажам.
Между клумбами заранее рассадить кукол-помощников, которые будут указывать путь продвижения и к кому обратиться для дальнейшего обращения.
СРЕДА
1. Развитие речи.
Загадки о берёзе.
Цель: Учить выразительно передавать текст загадок; отрабатывать интонационную выразительность речи; воспитывать любовь к природе.
Подобрать разнообразные загадки; выяснить, какие больше всего понравились, какие будем загадывать родителям?
2. Аппликация.
«Резной берёзовый листочек».
Цель: Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы; учить делать симметричные фигуры; учить делать ножницами маленькие треугольные надрезы для передачи характерных особенностей берёзового листа.
В предварительном показе дети сначала сгибают заготовку пополам; научить делать симметричную фигуру листа, не раскрывая сложенный лист; аккуратно пользоваться ножницами.
3. Наблюдения.
«Чем берёзовый листочек отличается?».
Цель: Пополнить знания о разнообразии листьев; найти отличительные черты по величине, форме, окраске; воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими разнообразием.
Использовать засушенные листочки в гербарии; обеспечить иллюстрациями деревьев, на которых они росли.
ЧЕТВЕРГ
1. Окружающий мир.
«Берестяная грамота»
Цель: Расширять представление о природном материале – берёзовом полене; развивать умение определять и анализировать свойства и качества природного материала, - бересты, его особенности, качества.
На каждого ребенка обеспечить материалами исследования: картон, пергамент, березовое поленце; учить добывать бересту, сравнить на ощупь весь исследуемый материал; дать возможность попробовать писать на бересте и бумаге.
2. Лепка.
«Белая берёзка» - барельеф.
Цель: Учить передавать строение дерева в лепке; создавать изображение из составных частей; развивать эстетическое восприятие; закреплять приемы лепки: раскатывание, сплющивание.
Большую роль здесь имеет иллюстрация берёзы, где будут хорошо видны все составные части; раскатывание колбасок различной толщены присвоить к построению дерева с различными частями (ствол, ветки, веточки).
3. Наблюдения.
«Покрывало из берёзовых листьев».
Цель: Продолжать прививать любовь к природе; закрепить знания осенних примет; формировать понимания о взаимодействии всего живого в природе.
Обратить внимание детей, что деревья раздеваются для сна, что покрывало из листьев пригодится для других форм природы (насекомые, семена).
ПЯТНИЦА
1. Экология.
«У берёз и сосен
тихо бродит осень».
Цель: Закрепить знания о деревьях, их своеобразной красоте, разнообразии на примере двух видов деревьев.
Дать представление методом сравнения двух классов деревьев: лиственных и вечнозеленых; дидактическая игра «Найди отличия».
2. Рисование.
«Как я вижу берёзку».
Цель: Закрепить образное представление о березе; продолжать формировать умение рисовать дерево; развивать воображение, творчество.
Целесообразно для выразительной передачи образа березы раздать детям печатные листы голубого цвета; дать возможность выбрать толщину кисточки.
3. Наблюдения.
«Почему переодевается берёзка?».
Цель: Учить наблюдать за природой по народным приметам; уточнить и закрепить знания о сезонных изменениях в природе; формировать умение правильно вести себя на природе; сравнивать, замечать изменения.
Для закрепления наблюдаемого процесса рекомендуется в занятии наблюдения задействовать куклу, которая всюду будет ошибаться; дети поправляют ошибки Незнайки, учат его и сами закрепляют материал.
З А Г А Д К И О Б Е Р Ё З Е
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек.
*
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
*
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
*
Беленькие палочки,
Зелёные махалочки,
Кудревата, беловата,
Наклоняется у хаты.
*
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одёжки, золото серёжки,
С расплетённою косой умывается росой.
Ветер прядки шевелит, заплетать их не велит.
*
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
Она весну встречает – серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка.
А платьице в полоску.
Ты узнаёшь… (берёзку).
*
Я деревце российское, я деревце – краса.
Собою укрываю я зелёные леса.
В лесу далёко виден мой нежный белый стан.
Зелёною каймою мой летний сарафан.
И символом российским не даром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
*
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
*
Стоят стволы белены,
На них шапочки зелены.
Учебно-информационная карта
Берёза – одно из самых распространенных и красивых деревьев России.
В России встречаются два вида: берёза бородавчатая или повислая и береза пушистая.
Береза бородавчатая или повислая – дерево, достигающее 20 м, имеет белую с глубокими трещинами у основания черную кору. Молодые ветки красновато-бурые, усаженные смолистыми душистыми бородавками, от чего и получила береза свое название «бородавчатая». Листья ромбически-яйцевидные, двоякозубчатые. Молодые листья тонкие, липкие, душистые, так же усажены смолистыми желёзками; у старых листьев желёзки отсыхают. Цветет в мае. Плод – односемянный, мелкий, невзрачный, сплющенный, крылатый орешек.
Берёза пушистая отличается от березы бородавчатой меньшими размерами. Молодые ветки пушистые, но лишены бородавок. Взрослые листья ромбические с сердцевидным основанием.
Берёза бородавчатая растет в сухих местах, берёза пушистая - в сырых лесах, на болотах, по берегам озёр. Берёза очень светолюбива, не выносит затенения. Не прихотлива к почвенным условиям.
Эколого-оздоровительное значение
Берёза восприимчива к атмосферным загрязнениям, но при этом является отличным очистителем воздуха, поглощая тяжелые металлы. Имея густую крону, служит природной шумовой преградой.
В медицине используют почки, сок и листья всех видов берёзы. Почки собирают весной, применяют отвар и настой внутрь при отеках сердечного происхождения и в качестве мочегонного и дезинфекционного средства. Листья собирают во время цветения. Применяют в качестве мочегонного, потогонного средства, а так же при ревматизме. Берёзовый сок собирается весной, когда пошло сокодвижение. Применяется при заболеваниях легких, бронхитах, туберкулезе, как общеукрепляющее средство. Таблетки в виде березового активированного угля («карболен») применяют при отравлении. Установлено, что березовые почки и листья обладают фитонцидными свойствами. Поэтому в бане полезно париться березовым веником.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. А. Веретенникова.
«Методика ознакомления детей с природой». Учебное пособие. – М. 1961.
2. Ю. Г. Илларионова.
«Учите детей отгадывать загадки» Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение. 1985.
3. И. А. Лыкова.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. Творческий центр. 2008.
4. И. А. Лыкова.
«Художественный труд в детском саду». Экопластика. Аранжировка и скульптуры из природного материала.
5. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №10/2009, №2/2009.
6. И. В. Кравченко, Т. П. Долгова.
«Прогулки в детском саду». Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие. – М. 2008.
7. Н. А. Нищева.
«Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковая гимнастика». – Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2009.
8. И. Каплунова, И. Новоскольцева.
«Мы рисуем, танцуем и поем».
9. Г. Н. Давыдова.
«Пластилиногрвфия». Анималистическая живопись. – М. 2008.
10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная электронная универсальная энциклопедия. 2008г.