Юлия Мехонцева
Двигательный режим. Физкультурные занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве.
Публикация «Двигательный режим, Физкультурные занятия» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.
Если исходить из научных положений о том, что недостаточный объем двигательной активности приводит к значительным негативным последствиям в формировании растущего детского организма, то есть необходимость более детально рассматривать необходимость повышения и оптимизации двигательной активности у детей.
Задачи работы:
Одним из главных условий полноценного воспитания и развития личности дошкольника является правильно организованное физическое воспитание.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Задача педагогов ДОУ - создание всех необходимых условий для реализации данной задачи. Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.
Двигательный режим - совокупность двигательной активности человека в течение определенного периода времени.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА (двигательной активности, основное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. ДА дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Режим двигательной активности
на примере
подготовительной к школе группы
Виды занятий Частота Особенности организации Ответственные Компоненты деятельности
Утренняя гимнастика Ежедневно Музыкальный зал 10-12 мин
Летом на открытом воздухе Воспитатель, музыкальный руководитель Создают условия для спонтанной двигательной активности в группе и на территории детского сада для переживания «мышечной радости» проводят двигательные пятиминутки после интенсивной интеллектуальной нагрузки в течение дня.
Физкульт-минутка Ежедневно по мере необходимости 3-5 мин Воспитатель, младший воспитатель
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно подгруппами 1 - 2 половина дня прогулка длительность
до 30 мин Воспитатель
Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно Во время прогулок 1-2 половина дня Воспитатель, младший воспитатель, специалисты
Гимнастика после сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами Ежедневно Не более 10 мин;
Контрастные воздушные ванны 2-3 раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей Воспитатель, младший воспитатель
Закаливание Ежедневно Перед дневным сном в течение 10 мин, назначение врача Ст. медсестра, воспитатель, младший воспитатель Обеспечивают систематичность, качество проведения закаливающих процедур. Консультируют родителей по профилактике заболеваний в домашних условиях
Двигательная разминка Динамический час
3 раза в неделю До 10 мин с преобладанием статических поз во время большого перерыва между занятиями
Воспитатель
Ритмическая гимнастика элементы 2 раза в неделю Музыкальный зал 20 минут
2 раза в неделю Воспитатель, музыкальный руководитель
Оздорови-тельная гимнастика
*Зрительная
*Дыхатель-ная
*Артикуля-ционная
*Пальчико-вая Ежедневно 3-5 мин
1-2 половина дня групповое помещение Воспитатель
Физкультур-ные Музыкаль-ные занятия По расписа-нию режима дня 30 мин Воспитатель, музыкальный руководитель Соблюдают программные и возрастные требования при организации и проведении физкультурных занятий и утренних гимнастик.
Самостоя-тельная двигательная деятельность Ежедневно Под руководством воспитателя в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
Воспитатель, младший воспитатель
Каникулы 2 раза в год Зимой, летом Воспитатель, специалисты
Оказывают необходимую консультатив-ную помощь родителям с целью формирования у детей интереса к систематическим занятиям спортивными упражнениями. Осуществляют индивидуальный подход к детям с ослабленным здоровьем.
Физкультур-ный досуг 1 раз в месяц В помещении совместно со сверстниками одной- двух групп длительность
30 мин Воспитатель, специалисты
Физкультур-но-спортивные праздники 2-3 раза в год 75-90 мин внутри детского сада совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения Воспитатель, специалисты
Участие родителей в физкультур-но-оздорови-тельных массовых мероприя-тиях ДОУ По мере необходимости При подготовке досугов, праздников, определяются воспитателем Воспитатель, специалисты
Оздорови-тельный бег 2-3 раза в неделю Подгруппами по 5-7 человек во время прогулки (безветренно)
3-7 мин
Воспитатель