Елена Стрижакова
Духовный свет музыки.
▼ Скачать + Заказать документы
Духовный свет музыки.
Репродукция: М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».
Цели: 1. Создать у детей целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства и ряда исторических фактов из жизни России.
2. Развить у детей творческое воображение, понимание и уважение к истории и культуре России, привить интерес и любовь учащихся к стране, родному краю.
Публикация «Духовный свет музыки,» размещена в разделах
П. И. Чайковский начинает свой «Детский альбом» с пьесы «Утренняя молитва», а заканчивается пьесой «В церкви». Так на Руси было принято – утром просить у Бога благословения на добрые дела, а вечером держать отчёт перед своей совестью, которая связывает человека с Богом.
В пьесе «В церкви» композитор использовал подлинный церковный напев «Помилуй мя, Боже».
Подумай: зачем нужна человеку молитва?
Послушай «Утреннюю молитву» и «В церкви».
Помогла ли тебе эта музыка сосредоточиться, собраться с мыслями, задуматься о своих поступках?
Музыка колоколов
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он…И. Козлов
Колокольные звоны.
В старину Москва славилась красным звоном (красный – значит красивый).
Колокольный звон можно было услышать не только в большие праздники – на Пасху, Троицу, Рождество, – но и в будни. На Руси издавна по звукам колокола люди узнавали, что происходит у них в городе или в деревне. Весёлый трезвон оповещал о большом празднике, печальный звон – о похоронах, тревожный колокольный набат – о бедствиях: пожарах, наводнениях…
Музыка Колокольного перезвона
Давайте и мы с вами попробуем поговорить на языке колоколов.
(Распевка с колоколами и колокольчиками)
Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе и живописи.
А можно передать звон красками?
Вот как звучат звоны на картинах русских художников!
Сравни две картины русских художников К. Юона и И. Левитан
Как звучат на них колокола?
Какие краски использовали художники, чтобы передать настроение зрителям?
Ребята, вы знаете, какой самый большой колокол?
«Царь-Колокол».
Слушание: Звоны Московских храмов: Благовест. Трезвон. Вечерний колокольный звон (фрагменты).
Звучит «Вечерний звон»
Ребята, какие чувства всколыхнула в вас эта музыка?
- Как она звучала?
-Эта песня композиторская или народная?
Прозвучала русская народная песня «Вечерний звон».
. Часто звучит колокольный звон в операх русских композиторов (Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Глинки).
Неужели настоящие колокола? Конечно, нет. Настоящие колокола невозможно поместить в оркестре. И тогда придумали оркестровые колокола – это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей.
Звон получается как у настоящих колоколов. Таким перезвоном заканчивается опера Глинки «Иван Сусанин». Звучит знаменитый хор «Славься!», народ празднует победу над поляками.
Слушать хор «Славься!» (финал оперы)
Игра «Школа звонаря»
Хочешь позвонить в колокола – приходи в храм на праздник Пасхи. В этот день всем желающим разрешают звонить в колокола.
Колокольные звоны – искусство ритмическое.
Представь себе, что в правой руке у тебя большой колокол, а в правой – малый. Ударами левой ладони отбивай медленный ритм большого колокола – бом-бом.
Затем на каждый удар большого колокола ответить двумя быстрыми ударами малого –дили-дили.
Так продолжай ударять по столу одновременно двумя руками, правой вдвое быстрее, чем левой – бом –дили-дили–бом–дили-дили…
Слушание «Родной песенки»
У. Почему композитор Ю. Чичков дал такое название песне?
- Как вы понимаете слово «родная»?
- Какой была мелодия?
Разучивание, исполнение
У. Заключение: Ребята, мы с вами сегодня благодаря колоколам, колокольной музыке смогли услышать связь времен, соприкоснуться с историей нашей Родины, увидеть и услышать ее могучий и величавый образ.
Говорят: Икона – молитва в красках,
Храм – молитва в камне,
Колокол – молитва в звуке.
Прислушайтесь, с вами говорит колокол…
Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России.
Звучат колокола (сначала тихо, потом все громче).
Идея заимствована из «Музыкально-живописного альбома» Л. Н. Алексеева для старших дошкольников и учащихся младших классов. Москва «Просвещение» 2001