Татьяна Левкина
Духовно-нравственное воспитание посредством ознакомления со святыми ближнего окружения (преподобный Серафим Саровский)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема возрождения культурного наследия прошлого и через это духовное развитие личности, начиная с дошкольного возраста, в настоящее время входит в число крайне актуальных. Этого же требует и требования Ф (ГОС) дошкольного образования.
Детский сад, семья и окружающая ее микросреда оказывают на детей сильное влияние в плане освоения истоков культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Ведь одной из проблем народного воспитания сегодня является привитие подрастающему поколению любви к Родине (на сегодняшний день еще имеет место быть несформированность патриотических чувств подрастающего поколения). Кроме того, в настоящее время происходит девальвация духовно-нравственных ценностей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание посредством ознакомления со святыми ближнего окружения (преподобный Серафим Саровский)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Дети не знают традиций, истории, культуры Малой Родины.
С детьми дошкольного возраста эти задачи можно решать посредством формирования у них познавательного интереса к жизни своих предков.
Цель: обогатить духовный мир ребенка, помочь детям познать мир духовной национальной культуры посредством ознакомления с жизнью святого ближнего окружения преподобного Серафима Саровского.
Задачи:
Сформировать интерес у детей старшего дошкольного возраста к традициям и истории национальной культуры;
Сформировать представления детей старшего дошкольного возраста о жизни святого ближнего окружения (детство преподобного Серафима Саровского);
Развивать музыкальные творческие способности;
Формировать грамматическую правильность речи;
Развивать связную речь, более широко знакомить с устным народным творчеством;
Воспитывать у детей чувство доброты, любви и уважения к историческому прошлому своего народа, чувство гордости за свою нацию;
Воспитывать привязанность и любовь к родным местам, пробудить познавательный интерес ко всему русскому, самобытному.
Это занятие может стать одним из серии занятий об ознакомлении с образом преподобного Серафима Саровского в цикле занятий «ознакомление с социальным миром». Кроме того это занятие может быть одним из цикла занятий кружковой работы на тему: «Возрождение духовности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с образом преподобного Серафима Саровского».
Занятие интегрированное с различными областями знаний, такими как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Занятие проводится фронтально, включает в себя следующие виды детской деятельности: беседу, подвижную игру, слушание музыки, дидактическая игра, практическая деятельность, просмотр мультимедийной презентации.
В итоге планируются следующие результаты:
У детей появился стойкий интерес к продолжению занятия - следующим этапам жизни преподобного Серафима Саровского;
Дети вспомнили, какие песенки на ночь поют их мамы; и стали использовать эти песни в своей самостоятельной деятельности - игре.
Дети стали отзываться о своих родителях, бабушкам и дедушкам с уважением, по- доброму.
Содержание занятия:
Дидактический материал: музыкальный центр, мультимедийное оборудование для презентации, тонированные листы бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, трафареты разных форм куполов, фломастеры, дидактическая игра «Сложи из частей инструмент», воздушный шарик в виде сердечка.
Мотивация: Звучит музыка с колокольным звоном. Дети заинтересованно слушают музыку. На экране появляется первый слайд презентации (на слайде – изображение иконы преподобному Серафиму Саровскому).
Воспитатель : Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашего города Сарова. В прошлое время, давным- давно жили на Руси святые люди. Кто такие святые люди, как вы думаете? (ответы детей) Да, ребята, правильно думаете. Святой человек - это человек, проживший честную, праведную и правильную жизнь, с которого можно брать пример другим людям. Они помогали людям мудрым словом и наставляли на путь истинный примером своей жизни – строгой, чистой, праведной. Со всей великой Руси шли и ехали к ним люди за советом и помощью.
Посмотрите на экран, вы узнали этого святого? Кто это?
Дети: Серафим Саровский.
Воспитатель : Да, Серафим Саровский жил в прошлом на нашей родной саровской земле, в честь его построен в нашем городе храм, памятник, но родился он в далеком городе Курске. Хотите увидеть старинный город Курск. Тогда приготовтесь, вспомним волшебные слова, закроем глаза, шагаем на месте, проговариваем слова: «дороженька ты дальняя, веди нас сквозь года, чтобы увидеть землю русскую в старинные года», открываем глаза и оказываются а славном городе Курске (слайд 2 и 3).
Рассказ воспитателя (сопровождается рассматриванием картин, иллюстраций с изображением старинного города и других событий жизни святого : «В этом оберегаемом Богом городе на склоне высокого холма, где стояла древняя крепость недалеко от храма жил в добротном доме удачливый купец Исидор Иванович Машнин, владевший кирпичными заводами. Все его уважали за честность, У Исидора была жена, Агафья Фотиевна. Они любили друг друга и часто, придя в храм, вместе молились о том, чтобы Бог даровал им еще одного сына. В теплую июльскую звездную ночь 1754 года жена Агафья Фотиевна родила ему сына, которого окрестили и назвали Прохором. Первое, что узнал Прохор, появившись на свет - материнские руки. Еще не умея говорить, не понимая значения окружающих предметов, он чувствовал материнские руки, видел ее улыбку, слышал ласковый голос, мама пела Прохору колыбельные песни.
Послушайте колыбельную песню, возможно, такую пела сыночку мать. (слушание колыбельной песни «Спи, моя радость, усни»)
Ребята, а вам мамы поют на ночь колыбельные песни? (ответы детей).
Продолжим далее (сопровождает иллюстрациями из книги о Курске) Взрослые заметили, что едва Прохор стал понимать слова, он полюбил слушать и сам петь молитву. Около дома стоял старенький храм, который находился рядом с домом Мошниных и вокруг него – здесь крестились, учились вере, молитве и грамоте. Маленький Прохор в храме стоял рядом со взрослыми и, крестясь, тихо повторял слова молитвы. Кроме того маленький Прохор очень любил поиграть с мальчишками в народные игры. Хотите поиграть в игру, в которую, наверное, играл и маленький Прохор.
Подвижная игра «Третий лишний» (играют 3-4 раза).
Посмотрите на экран. (следующий слайд) Согласной и дружной была семья Мошниных.
У Исидора Машнина была еще одна мечта – хотел он построить для своего города большой и красивый храм (объединить всех жителей города) Горожане поддержали предложение Исидора и стали собирать деньги на строительство храма. Проект храма сделал известный архитектор Варфоломей Растрелли. И скоро началось строительство.
А мама вела хозяйство, дети помогали, чем могли, во всем слушались своих родителей. Все жили в любви и согласии, у каждого свои обязанности, все помогали друг другу, радовались, когда дело получалось, хвалили, а в случае неудачи печалились, но всегда оставались добры друг к другу.
Давайте и мы сейчас с вами представим себя одной дружной семьей и подарим друг другу улыбки, это доброе «сердце» и скажем добрые слова.
Подвижная игра «Передай настроение» (Дети стоят по кругу, передавая шарик «сердечко» улыбаясь друг другу, передавая улыбку по кругу).
Продолжим далее. (показывает следующий слайд или иллюстрацию) Прохору было три года, когда умер отец Исидор Иванович Мошнин. Не закончил он строительство храма. Мать, Агафья Фотиевна, все дела взяла на себя, ходила она по стройке и что – то благожелательно говорила рабочим, и никто в ее присутствии не смел повысить голос или сказать грубого слова. Маленький сын оставался рядом с матерью и наблюдал за постройкой нового храма. Прохор знал все инструменты плотницкого дела и любил ими мастерить. А вы знаете инструменты плотницкие? Вот мы сейчас и узнаем. Кто смелый.
Дидактическая игра «Сложи из частей инструмент».
Продолжим далее наш рассказ Прохору исполнилось семь лет. Нравилось мальчику смотреть, как вместе с ним растет новый красивый храм. Однажды, как обычно, пришел он с матерью посмотреть, как работают мастеровые люди. Захотелось Прохору взглянуть сверху, как птице, на родные места.
Поднялись они на строящуюся колокольню, и пока мать разговаривала с мастером, сын остался без присмотра. Оступился мальчик и стал падать с колокольни. Прохор даже не закричал, страх парализовал его. Он не пытался за что – нибудь ухватиться, а только крепко зажмурил глаза и падая, падая, почувствовал, как кто –то невидимый бережно подхватил его и, не давая обо что – либо удариться, осторожно поставил на землю. Не чувстауя под собой ног, с сердцем разрывающимся от страха Агафья сбежала с колокольни, ожидая увидеть внизу страшную картину.
Но что она увидела! Прохор стоял спокойно на ногах и улыбался. Не веря своим глазам, бросилась Агафья Фотиевна к сыну, обняла крепко, почувствовала маленькое тельце и только тогда поверила в чудесное спасение.
Строительство храма было успешно завершено. В городе появился храм, который объединил всех жителей Курска.
Ребята, как выглядел этот прекрасный храм? Давайте пофантазируем. У нас в детском саду остались бумага, клей, ножницы. Давайте теперь вернемся опять в детский сад и попробуем создать как архитекторы храм семьи Мошниных. Тогда приготовтесь, вспомним волшебные слова, закроем глаза, шагаем на месте, проговариваем слова: «дороженька ты дальняя, веди нас сквозь года, чтобы увидеть землю русскую в старинные года». Вот мы и в детском саду. Приступаем к работе.
Во время работы воспитатель индивидуально советует, помогает, затем работы вывешиваются на мольберты, ребята встаю вокруг работ.
Воспитатель : ребята, какой храм вам понравился больше всего. Почему? В какой храм вы с удовольствием зашли сами? А в какой храм пригласили бы маму и папу?