Есауленко Марина Васильевна
Духовно-нравственное воспитание личности
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире отчетливо прослеживаются тенденции падения моральных ценностей. Это отражается на внутреннем мире человека и накладывает отпечаток на взаимоотношения с окружающими. Особенно заметно это проявляется в воспитании молодого поколения. У современных детей пропадает способность к конструктивному общению, сочувствию, сопереживанию, сорадованию, и взаимопомощи. В таких условиях возникла острая необходимость построения системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, формирование у нового поколения общечеловеческих культурных ценностей.
Истоки зарождения нравственного поведения, осознания и принятия морально-этических норм лежат в дошкольном детстве и тесно связаны с эмоциональным развитием дошкольника. Именно от того, как протекает эмоциональное развитие дошкольника, зависит то, каким этот ребенок станет в будущем, каким он будет видеть мир вокруг себя и как будет к нему относиться. Поэтому духовно-нравственному развитию личности необходимо уделять внимание, начиная с дошкольного детства.
Для этого необходимо выстроить такую систему воспитания, благодаря которой ребенок, гармонично развиваясь в разных направлениях, будет постепенно осваивать важнейшие нравственные категории, приобретать социальные и коммуникативные навыки, учиться понимать окружающих его людей, сопереживать им.
Для реализации такой системы педагогам нужно четко понимать: а что же является содержанием духовно-нравственного развития в дошкольном возрасте: чему учить детей и что в них воспитывать. Поэтому, прежде всего, мы считаем необходимым обратиться к теоретическим аспектам духовно-нравственного развития человека, развести понятия «духовность» и «нравственность» и выявить, что объединяет данные категории. На этом основании мы сможем выделить содержание духовно-нравственного развития дошкольников.
В современном понимании духовно-нравственное воспитание носит противоречивый характер. Основу разногласий в определении духовно-нравственного воспитания составляют понятия «духовность», «духовное воспитание», т. к. они рассматривались с разных точек зрения и до сих пор не имеют однозначного определения.
Издавна в понятие «духовность» вкладывался религиозный подтекст. Согласно Концепции православного воспитания, духовное воспитание дошкольника определяется его религиозным развитием, которое ведет к устремленности детей к Богу.
В современных исследованиях авторы Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин П. Н. [6] помимо вышеупомянутого религиозного, выделяют еще три направления исследований в области духовного воспитания. Одно из них рассматривает духовность как личное достояние человека, которое он приобретает в ходе приобщения к культурным и человеческим ценностям. Такое отношение к духовности характерно для многих педагогических концепций и широко применяется в дошкольном образовании. Еще в советской педагогике выделялся такой раздел как эстетическое воспитание, важнейшей задачей которого было формирование у детей умения видеть красоту и откликаться на нее. Условием и средством реализации процесса эстетического воспитания было приобщение детей к миру искусства. И по сей день, эта задача не утратила своей актуальности и реализуется многими вариативными и парциальными программами в разных образовательных областях («Детство», «От рождения до школы», «Истоки», «Детский сад – дом радости» и др.)
Второе понимание духовности предполагает абстрагирование от внешней жизни и глубокое рассмотрение смысла познавательных, этических и эстетических вопросов жизни. Такой подход распространен в философских концепциях. Однако его можно применять и по отношению к детям дошкольного возраста. Так, С. А. Козлова указывает на то, что духовность подразумевает «…Удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной потребности в познании смысла жизни и социальной потребности жить для других» [3].
И, наконец, третье направление определяет духовность как принцип саморазвития и самореализации человека. Где человек должен определить, как он понимает добро, истину, красоту, осознавать возможность выбора и иметь внутреннюю готовность к совершению этого выбора. То есть, это овладение человеком морально-этическими ценностями, перевод этих ценностей во внутренний план, в собственные установки. Это направление рассматривалось Амонашвили Ш. А., Степановой О. Ф., Шадриковым В. Д., Зинченко В. П., Ларионовой Л. И., Вороновой О. А. и др.