Анна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Православие – неотъемная часть духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Суть духовно - нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействия с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь происходит процесс духовного развития.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Цель духовного воспитания- содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.
Святитель Феофан Затворник говорил: «Воспитание-самое святое из всех святых дел». В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявлениях. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями.
Приё мы:
1. Духовно-образовательные на занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворение и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценность совместного дела, «Три медведя» - важности семьи, «Цветик- семицветик» -жертвенности.
2. Воспитательной-оздоровительное. «В здоровом теле – здоровый дух»
Это надо осознать с раннего детства. Духовно – нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действия в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
3. Нравственно – трудовое. Нравственность в приобщении детей к
трудовым акциям:
Малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке. Развития уважения к ручному труду способствуют занятие по изготовлению подарка.
4. Культурно – познавательные. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения музея, участие в церковных праздниках.
Духовно-нравственное воспитание – основной компонент образования в детском саду. Задача развития позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах, вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному. Как было сказано выше, младшие дошкольники учатся воспринимать и оценивать поступки персонажей по картинкам. В ясельной группе воспитатель использует перчаточные куклы и плюшевые игрушки, чтоб показать малышам сценку, в средней группе ребята изучают книжные иллюстрации, видеоролики, абстрактные образы, прогнозировать возможные результаты и последствия поступков. Дети 5-7 лет с интересом участвуют в этических беседах о дружбе, движении, заботе.
Методы и средства духовно-нравственного воспитания в детском саду. Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, о время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.
Жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся наши православные праздники, которые являются результатом сотворчества детей, родителей и сотрудников.
Игры по нравственному воспитанию.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Для малыша мир – это его ближайшее окружение: семья, друзья по площадке, одногруппники и воспитатель. Ребенок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические и мыслительные способности, нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.
Подвижные игры. Русские народне подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям («Жмурки», «Салки», «Гуси лебеди», «У медведя во бору» и др.) Они влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Почти все народные игры включают в себя движение, пение и стихотворный текст, поэтому их можно назвать и музыкальными, и словесными, и подвижными.
Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Основные задачи: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа, любовь к семье, близким.
Обогащению знания православных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как «Покров», «Рождество», «Крещение», «Масленичные гуляния», «Пасха», «Троица» и др.
Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Значение этих праздников заключается в том, что они дают детям возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение и физически развивают их. Готовясь к празднику, ребята знакомятся с его историей, становятся участниками праздничного действия.
Православная культура в детском саду имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решать очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностей помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно – нравственного начала. Главный результат заключается в усвоением ребёнком вечных человеческих ценностей, а именно милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к доброму и неприятия зла. В каждом ребёнке скрыты богатейшие возможности, заложен неисчерпаемый духовный потенциал, который поможет ему преодолеть любые трудности, ощутить радость от свободных и осмысленных поступков позволяющих раскрыть многогранность его личности, надо только ему помочь использовать потенциал своей души, создав для этого все условия. Духовно – нравственное воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь.