Татьяна Швыркова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине. Она начинается с любви к матери, ко всем родным. У каждого из нас есть дорогие воспоминания, связанные с самым теплым образом Родины — родного дома, родных людей, которые очень дороги человеку. Именно любовь к родительскому дому, семейному укладу, традициям является залогом любви к Родине.
Но любовь к Родине не приходит сама собой.
Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования ориентирует дошкольныхработников на объединение обучения и воспитанияв целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитаниянравственно-патриотических чувств и духовности. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду ведется систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Дошкольноедетство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Основой воспитания является среда, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
Для эффективной работы были определены следующие задачи:
- знакомить детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
- формировать интерес к народным обычаям;
- воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому;
-воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию организована по пяти направлениям:
1. Духовно-образовательное (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, участие в православных праздниках)
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, изготовление подарков,атрибутовдляигр).
5. Работа с семьей (собрания на духовно- нравственные темы, проведение совместных мероприятий, индивидуальные и групповые консультации, наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки совместного творчества).
1. Духовно-образовательное направлениеработы включает в себяприобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характераА для этого необходимо знакомить его со старинными праздниками, обрядами, играми, декоративно-прикладным искусством, которые нам оставили наши предки. Необходимо знакомить детей с фольклором (пословицы, поговорки, сказки, песни, танцы и т. д.). Именно это творчество несет в себе все характерные черты прошлого нашей страны, воспевает нравственные ценности (преданность, добро, любовь, отвагу, мудрость и т. д.). Народные песни и танцы передают характер, переживания, восприятие окружающего мира нашими предками. Прикладное искусство заставляет отнестись уважительно к труду и творчеству прошлого поколения. Таким образом, вместе с детьми можем наблюдать развитие культуры нашей страны. А это является залогом познавательного и нравственного развития детей. У нас оборудована комната «Русская изба», где дети, начиная с младшей группы, знакомятся с русскими народными потешками, сказками, колыбельными песнями, предметами обихода, их назначением. Дети среднего и старшего возраста закрепляют знания о предметах старины, готовят поделки и подарки к праздникам, играют в народные игры, разучивают песни, проводятся нравственные беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи. В непосредственно образовательной деятельности в «Русской избе» через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций, приобщение детей к традиционным духовно – нравственным ценностям. А так как в основе народной жизни лежал православный календарь, который наполнял духовностью всю жизнь людей, то мы подошли к мысли, что деятельность без духовной основы не дают ребёнку нравственной пищи. Мы обратились к священнослужителям Свято – Покровского храма, отцу Сергию и отцу Антонию. Они с радостью приняли наше приглашение посетить детский сад. С тех пор эта связь продолжается в лице отца Димитрия. Они рассказывают детям о Рождении Христа, его отношении к детям, о том, как он заботился о людях и помогал, исцелял от болезней. Рассказы были эмоциональны и достаточно понятны детям. А сколько было радости и веселья, когда их окропляли святой водой.
Мы заметили, что после таких встреч у детей выражен дух смирения и послушания своим родителям и воспитателям.
А самое главное, работая в этом направлении, мы нашли поддержку у родителей. Большинство родителей весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания.
2. Воспитательно-оздоровительная работа осуществляется через проведение тематических, народных и православных праздников. Организуются подвижные, ролевые, строительные игры. Проводятся прогулки, экскурсии в природу.
3. Работа в культурно-познавательном направлении ведется нами через, участие в православных праздниках,экскурсиях к объектам социального назначения («ЯРХМ» (музей, центр культуры «Родина»,Дом детского творчества,библиотека, почта, пожарная часть,к военным памятникам,а также выступлении старших детей на мероприятиях родного города.
4. Нравственно-трудовое направление осуществляется через формирование трудовых навыков. Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят— это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Дети с большим удовольствием делают подарки своим близким.
Вы видите выставку портретов мам ко Дню матери, изготовление подарковк праздникам для родителей и сотрудников детского сада, организацию тематических акций, выставок к праздникам:Дню Народного Единства, к праздникам 23 Февраля, 9 Мая. Были проведены конкурсы на темы:«Мы – едины», «Мы – за мир», «Россия православная», «Моя любимая мамочка», «Моя семья».
5. Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Именно любовь к родительскому дому, семейному укладу, традициям является залогом любви к Родине. Поэтому мы работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно – нравственных задач. Это родительские собрания, «круглые столы», индивидуальные и групповые консультации. Родители совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; изготовлении макетов «Быт русской избы», «Деревенское подворье»и других. Родители также участвуют в организованных педагогами конкурсах поделок к тематическим праздникам.
В духовно нравственном воспитании большое значении имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Встречи с участниками тех далеких событий вызывают неподдельный интерес и оставляют глубокий след в душах детей. Праздник День Победы в нашем детском саду – это не единовременная акция, а целая система мероприятий:рассказы о членах семьи участниках ВОВ, рассматривание фотографий в семейных альбомах, чтение о героических подвигах солдат и русского народа, экскурсии в музей, к памятнику Павших бойцов и другие мероприятия.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Прививая наиболее простые положительные привычки у детей осуществляется ценный вклад в их нравственное развитие. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
В дальнейшем мы планируем продолжить поиск путей совершенствования работы, так как проблемы духовно-нравственного развития детей на сегодняшний день в обществе стоят особенно остро.