Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игру

Евстигнеева Яна Сергеевна
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игру
▼ Скачать + Заказать документы

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень, она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества и эмоционального комфорта.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игру» размещена в разделах

Игра имеет огромные воспитательные возможности. Однако, для того чтобы игра способствовала воспитанию ребенка, она должна быть нацелена на нравственный урок. Если игра лишена такой направленности, она просто превращается в бесполезное развлечение, которое может временно занять ребенка, но не сформировать его личность. В то же время, игра должна оставаться игрой и не становиться досадным уроком. Если игра слишком преждевременно превращается в учебное занятие, она теряет свою живость и превращается в механическое и бездушное повторение того, что делают старшие. Воспитатель должен находиться на грани между этими двумя крайностями, чтобы умело проводить ребенка между ними.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке происходят значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут оказать влияние на его характер и последующую жизнь. В дошкольном возрасте формируются основы моральных ценностей, этических норм и правил поведения, которые будут служить ребёнку ориентиром в его будущих взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитание нравственности в раннем возрасте позволяет ребёнку развивать эмоциональное восприятие мира, понимание чувств и потребностей других людей. Это способствует развитию эмпатии, толерантности, умения доверять и вести себя с уважением к другим. Одной из основных задач воспитания нравственных качеств в дошкольном возрасте является формирование понятий о добре и зле, о справедливости и несправедливости.

Для формирования нравственных качеств у детей необходима игровая среда, в которой будут присутствовать внимание и любовь со стороны взрослых. Взрослые должны быть примером в общении и активно участвовать в играх с детьми. Однако всё чаще мы сталкиваемся с примерами детской жестокости и агрессии. Дети приобретают искажённые представления о нравственных качествах, таких как доброта, милосердие и справедливость.

Современная действительность представляет нам множество проблем и вызовов, которые оказывают негативное воздействие на молодое поколение. Эти проблемы побудили меня поиску игр, которые способствуют нравственному развитию и созданию условий, при которых формирование нравственных качеств дошкольников будет происходить более эффективно. Именно поэтому я стала работать над темой: «Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Определила цель и задачи работы.

Цель - создать атмосферу взаимного уважения и поддержки, для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости и стремления оказать помощь.

Игра имеет потенциал для формирования нравственных качеств у детей, однако это возможно только при соблюдении нескольких важных условий. Прежде всего, необходимо правильно организовать и руководить игрой. Это подразумевает наличие структуры, ясных правил и руководителя, который будет управлять процессом и создавать благоприятную обстановку. Вторым ключевым условием является правильная формулировка мотивации. Дети должны понимать, зачем им необходимо участвовать в игре и какие нравственные качества они будут развивать. Мотивация должна быть осознанной и вдохновляющей для каждого ребенка. Дополнительно, важно предоставлять многообразие детских игр, которые направлены на развитие положительных качеств дошкольников. Эти игры должны быть эстетичными, привлекательными и интересными для детей. Разнообразие игровых сюжетов и активностей позволит каждому ребенку найти что-то, что подходит именно ему. Наконец, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его интересы. Игра должна быть доступной и приспособленной к возможностям каждого участника, учитывая его предпочтения. Это поможет детям лучше вовлекаться в игровой процесс и осознанно развивать нравственные качества.

Для успешного достижения данной цели, я поставила следующие задачи:

1. Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

2. Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.

3. Создание игровой среды в группе и условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание детей.

4. Повысить компетентность родителей в вопросе духовно нравственного воспитания детей.

5. Повысить личную компетентность в данном вопросе.

6. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим. Работа по нравственному воспитанию детей дошкольников через игровую деятельность я начала с создания материальной базы в нашей группе. Купили и сделали своими руками разнообразные детские игры и игрушки, а также приобрели различные дидактические пособия. Для работы с детьми была оформлена педагогическая копилка «Речевые и подвижные игры».Нравственное воспитание реализовывалось через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Детей включала в разнообразные виды игровой деятельности, такие как сюжетные игры с игрушками, игры-имитации с текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, подвижные игры и дидактические игры. Использовала игровые ситуации, которые способствовали формированию культуры поведения, использованию ласковой и нежной речи, а также развитию положительного общения между детьми. Я использовала следующие формы работы с детьми:

- Игры;

- Чтение художественной литературы;

- Театрализованная деятельность;

- Досуги, развлечения;

- Выставки

Родители играют важную роль в развитии и воспитании детей. Для того, чтобы помочь родителям лучше понять и поддержать игровую активность своих детей, я проводила различные формы работы.

Первая форма – это родительские собрания под названием «Игра не забава». На этих собраниях мы обсуждали роль игры в развитии ребенка, ее важность для его эмоционального и интеллектуального роста. Вторая форма – это консультации. На этих консультациях мы разбирали, как играют мальчики и девочки, и как родители могут поддерживать их в игровых предпочтениях. Также мы рассмотрели, как с помощью игры можно избавиться от агрессивных проявлений у ребенка. Третья форма – это тематические беседы. Мы обсуждали важные аспекты игры в нашей жизни и роли игрушек в формировании личности ребенка. В качестве тем для бесед мы рассмотрели «Дети и взрослые в мире современных игрушек» и «О нравственных качествах в игре».И, наконец, четвертая форма – это совместные досуги и праздники.

Для воспитания духовно нравственного начала в детях через игровую деятельность я использовала различные методы и приемы. Первым методом была организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, которые позволяли детям осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Второй метод заключался в проведении инсценировок с игрушками, которые демонстрировали детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье. Третий метод включал общение и совместную деятельность с воспитателем в качестве средства установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия. Четвертым методом было наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду, таких как повар, няня, врач, дворник и воспитатель. Пятый метод включал различные образные игры, такие как имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические и строительные, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками. Шестым методом было чтение стихов, потешек и сказок на темы доброты, любви к родителям и заботы о животных. Седьмым методом было рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций для обогащения социальных представлений о людях, как взрослых, так и детях, а также для ориентировки в ближайшем окружении, таком как группа, детский сад и семья. Восьмым методом были сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом и игровыми действиями, чтобы они получали радость отражать роли взрослых.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, я заметила, что каждый ребенок играет со своей игрушкой, не выражая интереса к совместной игре. Подобное поведение вызывало несбалансированность в игровом взаимодействии, и некоторые дети оставались лишь пассивными наблюдателями, не участвуя в игровом процессе. Время от времени возникали конфликты, связанные с желанием играть с определенными игрушками - как оказалось, маленькими мишками или большим самосвалом. Я решила объединить детей в совместную игру и развить у них доброжелательное отношение друг к другу, а также умение договариваться о том, во что и как они будут играть. Для достижения этой цели, я применила разнообразные приемы, которые позволили ребятам весело проводить время вместе и развивать ценные навыки сотрудничества. Одним из используемых приемов было предложение Вове поиграть с грузовой машиной, а Гоше - возможность начать строить, используя детали со стеллажа. Предлагаю Вове подвозить детали, а чтобы процесс постройки занял минимальное количество времени, я подключаю к нему Алешу. Это дало игре новую динамику, поскольку теперь в ней принимала участие уже целая группа детей. В конце игры я подметила, насколько замечательную дорогу для машин создали мальчики. Позже, когда дети начинали строить что-то еще, они уже объединялись сразу, чтобы достичь цели.

Руководя играми мое внимание было приковано к воспитанию детей в дружбе, вежливости и умении учитывать интересы коллектива. В нужные моменты я активно включалась в игру и умело разрешала возникающие конфликты.

Проделанная мною работа оказала превосходное влияние на успехи детей. Она направлена на формирование положительных качеств личности ребенка через игровую деятельность и знакомство с православной культурой. Такой подход не только расширяет кругозор дошкольников, но и способствует установлению нравственной атмосферы в коллективе, а также совершенствованию педагогов, детей и их родителей. Это также положительно влияет на отношение детей к окружающему миру и к другим людям. Можно отметить стойкий интерес родителей, которые воспитательно-познавательным образом воздействуют на своих детей. Родители уже не просто воспринимают игру как развлечение для своих детей, они видят в ней форму проведения досуга, которая приносит нравственные уроки. Отмечается, что родители стали предпочитать чтение художественной литературы, которая включает воспитательную ценность. Более того, родители стали активно участвовать в совместных занятиях, досугах и праздниках, организованных в данном направлении. Моя работа оказала влияние на гуманное и духовное развитие детей, которые теперь способны противостоять вызовам современности, созидая и распространяя добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс саморазвития ребенка и его адаптация к индивидуальным особенностям являются основой для высокого качества реализации стандартов дошкольного образования.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. ФотоотчетДуховно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. Фотоотчет Как мы отметили Рождество Христово в ГКУ СРЦН «Надежда» Цель: приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Отчёт по самообразованию «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусств»Отчёт по самообразованию «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусств» Отчёт по самообразованию «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусств и проектную деятельность».

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игру
Опубликовано: 21 января 2024 в 17:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через игру» (включая файлы) размещена пользователем Евстигнеева Яна Сергеевна (УИ 2090983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД