Любовь Алексеевна Целуева
Сценарий досуга в старшей группе совместно с родителями «Подмосковные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Продолжать формировать у детей представление о Подмосковье, знакомить детей с декоративно-прикладным творчеством русского народа. Формировать представления об общественной значимости труда мастера прикладного искусства.
Развивать интерес к жизни людей в старину, их обычаям, традициям.
Развивать интерес к фольклору: богатству, яркости, образности, напевности русской речи.
Расширять словарный запас. Учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Знакомить детей с небылицами, развивать умение замечать юмор.
Продолжать развивать навыки инсценировок, народных игр.
Публикация «Сценарий досуга в старшей группе совместно с родителями „Подмосковные посиделки“» размещена в разделах
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2020
Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности.
Приобщать детей и их родителей к духовным ценностям русской народной культуры.
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: посуда и изделия гжельских мастеров, павлопосадские платки, ленты, повязка для глаз.
Предварительная работа: Чтение и разучивание стихов о Подмосковье, знакомство и обыгрывание народных игр «Ручеёк», «Аленький платочек», «Золотые ворота». Объяснение смысла пословиц о труде. Рисование «Сказочная гжель». Изготовление альбома «Достопримечательности Подмосковья».
Дети входят в зал под русскую народную песню «Ой вставала я раненько» и рассаживаются по 4 человека на стульчики.
Ведущая:
-Наконец вы появились!
Я уж думала, заблудились.
Добро пожаловать,
Будьте, как дома!
Знакомьтесь со всеми,
С кем ещё не знакомы!
Очень рада, что вы ко мне пришли
И для посиделок времечко нашли!
1 ребё нок: Пришли сюда мы скуку разогнать.
Пришли повеселиться, поиграть!
2 ребё нок: Со всеми вместе песенки попеть,
На разные забавы посмотреть!
3 ребё нок: Ввалились к вам весёлою гурьбой,
И воспитателей, родителей
Мы привели с собой!
Ведущая: Вы поспели вовремя как раз, начинаем посиделки мы сейчас!
- Приглашаю вспомнить старину заветную. Давно это было: собирались зимними вечерами в просторной избе наши прапрабабушки и прапрадедушки, чтобы словом перемолвиться, да шуткой перекинуться, посмеяться, да поиграть.
Девушки и женщины – пряли, вышивали, вязали. Парни и мужчины лапти плели, из глины посуду изготовляли, из дерева ложки и игрушки вырезали. И назывались такие вечера – посиделками. (слайды – старинные посиделки)
- Ни один вечер не обходился без песен и хороводов. И я вас тоже приглашаю в хоровод.
Хороводная песня «Как на тоненький ледок….»
- На посиделках рождались потешные сказки, пословицы и поговорки, веселые нескладушки. А сейчас у нас игра «Кто кого переговорить сумеет».
«Веселые небылицы»
1ребё нок: Вы послушайте ребята, нескладуху расскажу: на дубу свинья сидела, в пане парился медведь.
Вместе: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших, у ворот, всё идёт наоборот!
2ребё нок: Рано утром вечерком, поздно на рассвете баба ехала верхом в ситцевой карете.
3ребё нок: А нам дедушка Иван посадил кота в карман. Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
4ребё нок: На заборе чепуха жарила варенье. Куры съели петуха в одно воскресенье.
5ребё нок: По реке плывёт корова, обогнала пароход. На рогах сидит ворона и соломинкой гребёт.
6ребё нок: На болоте на снегу укусил комар блоху, сидит заяц на дубу, помирает со смеху.
Ведущая: У каждой народности свои обычаи, традиции, обряды, национальные костюмы. Народ векам копил, сохранял, передавал из поколения в поколения свой неповторимый опыт и колорит.
Мы с вами живём в Подмосковье, а много ли мы знаем о своём родном крае? На сегодняшних посиделках мы познакомимся только с некоторыми достопримечательностями Подмосковья. (слайды - Подмосковье)
Дети читают стихотворение В. Степанова «Наше Подмосковье»
-В нашем светлом Подмосковье,
Как моря, шумят леса,
И глядят на нас с любовью
Луговых цветов глаза.
Хоровод берёз на взгорье,
Древний город под рекой….
Никогда мы, Подмосковье
Не расстанемся с тобой!
Здесь у нас под небом синим
Возле каждого крыльца
Начинается Россия
Звонкой песенкой скворца.
(в зал входит родительница)
-В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Ведущий: Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.
(раскрывает стол, на котором стоят изделия гжельских мастеров)
- Посмотрите на эту красоту: есть здесь и чайники, чашки с блюдцами и кувшины, подсвечники и салфетницы…. Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее. Как вы думаете, что?
(ответы детей)
- Правильно, все изделия украшены сине-голубым узором, на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в нашем Раменском районе в городе Гжель.
(слайды - Гжель)
- В этом районе нашли белую глину, хороша глина, а ещё лучше умельцы, которые такие чудеса из неё творят – загляденье. Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской.
- Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу. А ещё есть такая быль.
-Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Быль «Сказочная Гжель»
- Давным – давно это было. Средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там умные, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петуха, а на крышке курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а вылепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали думать, как бы украсить такую затейливую посуду.
Разошлись по домам. Идут дорогой, а вокруг сказочная красота, разливается синь – синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озёр, а над ними синий туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё что кисть рисует, становится синим и голубым.
Полюбилась нарядная посуда людям и стали называть её ласково «Нежно – голубое чудо – сказочная гжель».
Ведущая: На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
-Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой
Не встретите на свете вы
Красоты такой! (П. Синявский)
- И по сей день недалеко от Москвы в старинном русском городке Гжель работают внуки и правнуки известных мастеров – продолжают славную традицию своих земляков.
- А в свободное время они шутили, хороводы водили и в весёлые игры играли.
Игра «Водяной»
Водящий сидит с завязанными глазами в кругу. Дети водят хоровод и проговаривают:
-Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Хоровод останавливается, «водяной» встаёт и не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача «водяного» определить, кто перед ним (можно трогать игрока руками). «Водяной» называет имя того, кто перед ним.
- Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых, а они с любовью говорили про них «маленький, да удаленький» и высмеивали тех, кто не хотел трудиться.
Инсценировка про лентяя.
Входит мальчик с большой ложкой в руках и говорит:
Максим: Ты, работушка, меня не бойся
Я тебя не трону!
Маша: Не колода лодырь, а пень.
И лежит целый день!
София: Не жнет, не косит, а обедать просит!
Маша: Максим, иди молотить!
Максим: У меня живот болит.
София: Максим, иди дрова колоть!
Максим: Спина болит.
Маша: Максим, иди мёд пить!
Максим: Где моя большая ложка?
Девочки (хором) : Хочешь, есть калачи, не сиди на печи!
Ведущая: Хорошая пословица.
- Пословицы и поговорки – это настоящие маленькие художественные произведения. В них отражены все стороны жизни народа. Давайте и мы вспомним народные пословицы и поговорки о труде.
- Дело мастера боится.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- О человеке судят не по словам, а по делам.
- Умелые руки не знают скуки.
- Землю солнце красит, а человека – труд.
Звучит музыка, девочки исполняют танец с платками.
Выходит родительница в зал с наброшенной шалью на плечах:
- Нет на свете уголка,
Где б, не видели платка.
Нет на всём на белом свете,
Краше этого платка.
- Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. В старину девушки и женщины никогда не ходили простоволосые, то есть с непокрытой головой. Выставлять волосы на показ считалось неприличным.
Раньше платки ткали дома на самодельных станках, украшали их вышивкой, ленточками. Позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Издавна Россия славилась платками красивыми и яркими.
Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде. Павловский посад – это город на берегу реки Клязьмы нашего Подмосковья. Русские платки были признаны лучшими в мире, благодаря труду талантливых мастеров и художников. Узоры, похожие на цветущий луг и на букеты садовых цветов не раз перенеслись на шерстяное полотно платка.
(слайды – Павловский платок)
- Издавна по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Шаль переходила по наследству от матери к дочери. О нём слагали стихи и песни.
Взрослые держат в руках развёрнутые шали, а дети читают стихи.
- На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
-Эту русскую сказку
Каждый видеть здесь рад
Это сказка с названием
Павлов Посад!
- Словно счастья букеты
На посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде!
Игра «Платочек аленький»
- В наши современные дни мало кто из родителей покрывает голову детей платком, а вот волосы заплетают разными способами. Особенно хорошо, мастерски делает это наша Е. Г. Она не отказывает никому, кто обращается к ней с просьбой «Заплести косу»
Мы предлагаем вашему вниманию разные варианты плетения косичек, которые с любовью заплела Екатерина Георгиевна.
(демонстрация косичек)
- Наши посиделки на этом закончились.
Не забывайте старые обычаи,
Ценить умейте нашу страну!
Надеюсь, встретимся мы снова.
До скорой встречи, я вас жду!