Марина Голова
Сценарий досуга «Путешествие по «Детскому альбому» П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по «Детскому альбому»П. И. Чайковского
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Учить понимать настроения, передаваемые музыкой.
- Учиться согласовывать движения с музыкой.
- Воспитывать любовь к музыке
Оборудование
Мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Дидактический материал:
- демонстрационный: портрет П. И. Чайковского
Публикация «Сценарий досуга „Путешествие по „Детскому альбому“ П, И, Чайковского» размещена в разделах
-раздаточный: музыкальные инструменты – колокольчики, металлофоны, бубны; игрушки – «лошадки на палочках», куклы, крылья бабочек, костюмы для «деревянных» солдатиков, «игрушечное сердце» для игры.
Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского и садятся.
Ведущий. Дорогие ребята, гости, здравствуйте! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством П. И. Чайковского – великого русского композитора (показывает на портрет)
В зал заходит Шарманщик с шарманкой.
Шарманщик. Здравствуйте, ребята! Дети отвечают.
Ведущий. Ребята, посмотрите – к нам в гости пришёл настоящий Шарманщик! Какая у него красивая шарманка!
Шарманщик. У меня не простая шарманка, а волшебная, в ней собрано много музыкальных произведений и среди них «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Шарманщик. Я хочу пригласить вас, ребята, в увлекательное путешествие по страницам «Детского альбома» П. И Чайковского, автора цикла музыкальных пьес для детей. Мне будет приятно, если вы ещё раз вспомните эти музыкальные произведения. Петр Ильич жил в те далекие времена, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же как и сейчас, дарили красивые куклы в длинных бальных платьях. У Петра Ильича Чайковского был племянник, звали его Володя Давыдов, он учился играть на фортепиано, поэтому чтобы обучение игре было более интересным, Пётр Ильич сочинил
для него музыкальные пьесы, которые объединил в один альбом. И назвал его… Подскажите мне как….(ответ детей)
Слайд 1, 2
Ш. Альбом не простой, музыкальный – и весёлый, и задумчивый, и сказочный, рассказывающий о том, что можно увидеть около дома и в дальних странах, о том, что снится в сладких мечтах и о том, чего никогда не бывает. Вы хотите отправиться в это музыкальное путешествие? (Ответ детей)
Ш. Тили-бом! Тили-бом! Крутит ручкой шарманки. Слайд 3
Открываем мы альбом.
Музыка нас в гости ждёт,
К сказке в гости всех зовёт!
На полу лежат плоскостные цветы. Звучит «Сладкая грёза»
Слайд 4
Ведущий. Как красиво вокруг – цветут прекрасные цветы, звучит красивая музыка.
Не хватает только…. бабочек!
Бабочки – подружки, скорей прилетайте,
Над садом цветущим легко вы порхайте!
Танцевальная композиция «Бабочки» под «Вальс»
За ширмой слышится барабанная дробь.
Ведущий. Что за шум? Что за гром? (Звучит «Марш деревянных солдатиков»)
Солдатики выстраиваются шеренгой у центральной стены.
Шарманщик. Да это же чётко шагали игрушечные солдатики. Ребята, как называется эта пьеса? Ответ детей. Наши солдатики идут и поют свою боевую песню.
Слайд 5
Ать – два, левой, правой,
Ать – два, левой, правой,
Мы легко и весело идём.
Ать – два, левой, правой,
Ать – два, левой, правой,
Песню деревянную поём.
1. Мы отважные солдаты, любим все маршировать.
2. Но немножко надоело нам шагать, шагать, шагать.
3. Очень девочек попросим с нами польку станцевать!
Ведущий. Да и наши ребята засиделись, хотят с вами «Польку» станцевать. Ребята, пригласите девочек на танец. Эта «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Заводи свою шарманку. Шарманщик крутит ручкой.
Слайд 6.
Парный танец «Полька».
Ведущий. Прекрасный танец, а теперь кавалеры ведите дам на места.
Шарманщик. Ребята, я очень много путешествовал по свету и был в чудесной, прекрасной стране – Италия. Я сейчас о ней расскажу.
Слайд 7.
Шарманщик. Посмотрите, ребята, Прекрасны там леса, поля,
Прекрасны море и земля,
Прекрасны солнце, небеса,
И звонких птичек голоса.
О городе Неаполе я буду говорить.
Ведущий. Вы нас хотите удивить? Вы там бывали?
Шарманщик. Да, конечно, и ещё побывать там мечтаю.
Ведущий. Чтобы напомнить вам о прекрасной стране, наши дети сыграют «Неаполитанскую песенку» П. И. Чайковского.
Оркестр (бубны, колокольчики, кастаньеты)
Ведущий. На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
Слайд 8. Видео «Песнь жаворонка»
Вед. Ребята, вы конечно узнали, это «Песня жаворонка» из «Детского альбома»
Ведущий. Что случилось? Почему музыка больше не звучит.
Голос Бабы - Яги за ширмой. Ха -ха –ха! Вы больше никогда не услышите музыку!
Будете сидеть в полной тишине. Я даже птиц заколдовала, чтоб не щебетали.
Шарманщик. Погоди! Я узнал твой голос. Ребята, это же Баба-Яга. Она всегда всем вредит.
Голос Бабы Яги. Да, я баба Яга. Я такая знаменитая, что даже сам Пётр Ильич Чайковский про меня музыку написал. Вот послушайте. Слайд 9
Звучит пьеса «Баба Яга» в середине пьесы в зал влетает Баба Яга на метле.
Баба Яга. Что, слышали? Это музыка прям про меня – ведь я такая вся вредная и не-пред-ска-зуемая! Вот так!
Шарманщик. Баба-Яга, ты думаешь, что П. И. Чайковский только про тебя музыку написал?
Баба-Яга. Конечно, я же самая-самая!
Ведущий. Ты ошибаешься, Баба –Яга. Композитор Чайковский написал для детей много произведений. Например, «Игра в лошадки».
Баба-яга. Лошадки?
Нужны мне ваши лошадки! У меня метла есть. Я на ней кого угодно обгоню! Даже ваших «лошадок».
Ведущий. Это мы можем сейчас проверить.
Эй, наездники лихие, выходите,
Своих резвых коней сюда выводите.
Подвижная игра «Кто быстрее»
Игра проводится под музыку пьесы «Игра в лошадки».
Слайд 10
Дети «скачут» на «лошадках», Баба Яга –на метле. В конце игры Баба Яга падает от усталости, но детей обогнать не может.
Баба Яга. Эх, ваша взяла! И впрямь лошадки-то быстрее оказались.
Ведущая. Ребята, расскажите Бабе-Яге, какие ещё пьесы из «Детского альбома» вы знаете.
Игра «Угадай пьесу»
Слайд 11 «Камаринская»
Вед. Ребята, давайте скажем Бабе Яге, как называется эта пьеса. Ответы детей.
Правильно, «Камаринская». А теперь, послушаем ещё одну пьесу из «Д. а»
Слайд 12 «Мама»
Вед. Ребята, а эта пьеса как называется? Ответ детей.
Баба Яга. Ах, какая красивая эта музыка – «Мама»! А я, я, такая вредная и некрасивая. Конечно, вы своих мамочек любите, а меня…. Никто не любит! А-а-а! Вед. Баба Яга, не расстраивайся так! Ребята, как же нам утешить старушку?
Баба Яга. Вот-вот, ещё и старая! А-а-а!
Вед. Дети, давайте скажем Бабе-Яге добрые слова, а поможет нам в этом наше доброе «сердечко». (Из розовой коробочки) Из него сейчас польются добрые слова для нашей Бабы Яги. Серёженька, твоё доброе слово…. Слайд 13
Дети говорят комплименты: добрая, красивая, модная, озорная, весёлая.
Вед. Баба яга, это сердечко мы дарим тебе и теперь ты будешь самая-самая…. отдаёт «сердечко» Бабе Яге. И вот эти прекрасные цветы, тоже тебе. (На экране)
Баба Яга. Да, я такая, сердечная. Ах, какая я счастливая! (Прижимает к груди)
Даже захотелось что-нибудь доброе сделать! Только вот что? (Думает)
Придумала! У меня для вас есть куклы! Так случайно с собой привезла. (Баба Яга и ведущая достают из-за ширмы кукол и раздают девочкам) .
Вот незадача! Кукол-то я заколдовала! Все они теперь болеют, чахнут, бедные! И колдовство моё им ничем не поможет.
Шарманщик. Ребята, колдовство, конечно, не поможет, а добрая музыка П. И. Ч. обязательно вылечит наших кукол. У меня в шарманке есть пьесы, которые называются «Болезнь куклы», и «Новая кукла». Крутит ручку.
Игра – импровизация «Куклы» (пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла»)
Дети держат кукол в руках и импровизируют движения, соответствующие характеру музыки: во время печальной мелодии пьесы «Болезнь куклы» дети грустят, спокойно ходят по залу или присаживаются на ковёр, качая кукол.
Под звуки задорной музыки «Новая кукла» дети веселятся, прыгают, танцуют. (После танца куклы ставят в коробку)
Баба Яга. Да, музыка оказалась сильнее моих чар! Всё, пора в лес свой дремучий отправляться! Ещё птичек надо расколдовать - пусть уж чирикают на радость всем.
Ведущая. Баба Яга, возьми на память от наших детей книжку, которую дети делали сами. В ней собраны рисунки детей, иллюстрирующие пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Баба Яга благодарит детей и «улетает» из зала под музыку «Баба Яга»
Слайд 14 Портрет Чайковского
Ведущая. Спасибо тебе, шарманщик.
Как быстро время пробежало,
Нам расставаться очень жаль.
-Мы песни пели, танцевали,
Друг другу много рассказали,
И вот закончился наш бал.
Шарманщик. Простите, вас я перебью,
Хочу сказать я слово.
Я очень вас, друзья, люблю,
Хочу увидеть снова.
Но мне пора уходить. Я возьму свою шарманку, наполненную музыкой П. И. Чайковского, и понесу её другим детям.
Шарманщик.
Спасибо, до свидания. Уходит под свою музыку
Ведущая. Ребята, надеюсь, что вы прониклись музыкой этого величайшего композитора и стали добрее, внимательнее, стали понимать, что такое красота и высокое искусство! А теперь приложите свою ручку к сердечку. Пусть в нём звучит прекрасная и вечная музыка. Пусть она смягчает ваше сердце и будит фантазию!
Давайте споём песню о музыке.
Песня «Музыка» сл. И. Исаковой, муз. Г. Струве
Вот и закончился наш праздник, благодарю артистов за старание, а зрителей за внимание.
А на память о нашем сегодняшнем празднике я хочу каждой группе подарить небольшой портрет П. И. Чайковского.
Под музыку «Итальянская песенка» дети уходят из зала.