Надежда Чистякова
«Достопримечательности Екатеринбурга». Краткосрочный проект
Развивать у детей интерес к городу Екатеринбургу : достопримечательностям : культурным учреждениям: знакомить детей с городом Екатеринбургом, его достопримечательностями : памятник Татищеву, плотинка, железнодорожный музей-вокзал, ЦПКиО, площадь 1905, памятник клавиатуре, оперный театр, памятник невидимке.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной деятельности с детьми
Тема (проект. событие) : «Достопримечательности Екатеринбурга»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Форма деятельности: исследование
Публикация «„Достопримечательности Екатеринбурга“, Краткосрочный проект» размещена в разделах
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект: ФГОС, программа «Мы живем на Урале», «Современные образовательные технологии»,
Средства:
Наглядные: карта города Екатеринбурга, карточки с изображением достопримечательностей города Екатеринбурга.
Мультимедийные: презентация «Достопримечательности г. Екатеринбурга».
Литературные: загадки
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес к достопримечательностям города Екатеринбурга
2. Развивать у детей интерес к городу Екатеринбургу : достопримечательностям : культурным учреждениям: знакомить детей с городом Екатеринбургом, его достопримечательностями : памятник Татищеву, плотинка, железнодорожный музей-вокзал, ЦПКиО, площадь 1905, памятник клавиатуре, оперный театр, памятник невидимке.
Воспитательные
2. Воспитывать уважение, чувство гордости за свою Родину
Развивающие
1. Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее.
2. Развивать коммуникативные навыки: умение задавать вопросы и отвечать полным предложением;
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать чувство гордости к городу
Этапы
деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Актуализация Ребята, что вы любите делать? Чем заниматься?
Ответы детей
Я люблю путешествовать? А вы?
Ответы детей Задает вопросы детям Расположение детей около взрослого, на стульчиках.
Дети отвечают на вопросы взрослого Проявляется заинтересованность детей
Целеполагание Я хочу вам предложить попутешествовать по городу Екатеринбургу. Вы согласны?
Ответы детей
Задает вопросы детям
Дети отвечают на вопросы взрослого,
выражает собственные мысли, проявляют заинтересованность Сформировано умение выражать собственные мысли
Проявляется заинтересованность детей
Планирование Что нам для этого нужно сделать?
Ответы детей
Задает вопрос детям Побуждает к мышлению Дети отвечают на вопросы взрослого
Ребята выстраивают порядок и последовательность деятельности Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
Организация:
Выбор пункта назначения
В этом городе много интересных мест: здания, монументы, площади, заводы…
Интересно, а знаете ли вы их?
Я вам загадаю загадки, а вы отгадывайте. Если отгадаете и расскажите об этом месте, то появится слайд - отгадка.
1."Здесь провожают и встречают друзей, знакомых и родных и с тихой грустью замечают, как неуютно нам без них".
Железнодорожный вокзал, это одна из достопримечательностей города (слайд с изображением музея-вокзала).
2. Эта площадь самая большая в нашем городе, здесь проходят главные мероприятия: митинги, праздники, парады…. (слайд с изображением площади 1905 года)
Вы правильно отгадали загадки и я вам предлагаю посмотреть презентацию (показ презентации). Ребята, посмотрев презентацию, мы с вами должны определить пункт назначения нашего путешествия.
Ответы детей. Загадывает загадки
Поощряет детей к высказыванию, задает вопросы
Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание, вводит элемент новизны
Использует наглядные, информационные средства
Отгадывают загадки, отвечают на вопросы педагога.
Дети демонстрируют свои знания
Сосредотачивают внимание
Выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики
Выбран пункт назначения.
Сформированы знания о работе в группе
Развит у детей интерес к городу Екатеринбургу : достопримечательностям : культурным учреждениям
Выбор транспортного средства передвижения
Ребята, мы с вами определились с пунктом назначения. Как вы думаете, на чем мы с вами можем отправиться в наше путешествие.
Ответы детей
А чтобы нам ехать всем вместе по городу Екатеринбургу, какой вид транспорта больше подходит для этого?
Ответы детей (дети пришли к единогласному мнению, что отправятся в путешествие на автобусе).
Чтобы наша поездка была более увлекательной, познавательной существует такая профессия как экскурсовод. Инициирует общее обсуждение
Поощряет детей к высказыванию
Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение
Высказывание детей о видах транспорта
Дети демонстрируют свои знания
Выражают собственные суждения
Обсуждают все вместе, находят решение
Практикуются в осуществлении выбора
Сформированы знания о городских видах транспорта
Определение маршрута по карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения
Ребята, вы уже увидели некоторые достопримечательности города Екатеринбурга и я вам хочу рассказать еще об одной достопримечательности города Екатеринбурга – это природный памятник «Каменные палатки». А в нашем городе есть такой памятник?
Ответы детей.
Ребята, мы с вами можем отправиться к этому памятнику в путешествие, но для начала мы должны определить точку отправления в г. Екатеринбурге.
Ответы детей.
А куда мы отправимся дальше?
Ответы детей.
Ребята, а кто может встретиться по пути нашего путешествия?
Ответы детей:
Задает вопросы, направляет действия детей
Осуществляет, вовлекает детей в совместное планирование, способствует групповой работе детей
Конструктивно комментирует работу детей
Согласовывает действия детей, их последовательность
Задает вопросы, обобщает и уточняет знания детей Проявляют способность к критическому мышлению, делают самостоятельный выбор
Выражают собственные мысли, выстраивают порядок и последовательность
Определяют маршрут по карте Заполнение карты
Делают выбор
Работают все вместе, соблюдают очередность
Используют материалы, которые можно применить для заполнения карты
Ответы детей на поставленные вопросы
Систематизация полученных и имеющихся знаний
Сформировано умение договариваться со сверстниками
Сформировано критическое мышление, умение выражать собственные мысли
Дети демонстрируют свои знания
Задан маршрут
Сформированы элементарные географические представления
Расширены и закреплены представления детей о профессиях
Сформировано умение детей высказывать свое мнение
Само путешествие Я предлагаю вам подойти к карте и проложить маршрут нашего путешествия.
Как вы думаете, чем мы сможем это сделать?
Ответы детей.
А чтобы в дальнейшем пользоваться нашей картой посмотрите на стол, чем мы можем еще проложить наш маршрут? (подводит детей к использованию стикеров в форме стрелок)
Ответы детей.
По мере прокладывания маршрута, педагог дополняет интересными фактами:
- Екатеринбург был основан в 1723 году В. Н. Татищевым и В. Де Гениным в связи со строительством завода.
- Плотина давала механическую энергию для приведения в действие механизмов вновь основанного Екатеринбургского завода и послужила началом строительства города.
- Памятник, посвящённый компьютерной клавиатуре. Открыт 5 октября 2005 года. Создатель памятника — Анатолий Вяткин. Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 86 клавиш, расположенных в раскладке QWERTY, масса каждой клавиши составляет около 80 кг
- Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса был установлен в 1999 году в центре Екатеринбурга, у библиотеки имени В. Г. Белинского. Монумент представляет собой плиту размерами метр на метр, на которой выгравирована надпись: "Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Герберта Уэллса". Кроме того на бронзовой плите отпечатки двух ступней: левой - 43-го, правой - 41-го размера.
А пока мы с вами будем ехать к нашему конечному пункту назначения, давайте посмотрим какие еще достопримечательности мы с вами увидим по дороге (демонстрация слайдов)
«Каменные палатки» — гранитные скалы-останцы, в Свердловской области России, расположенные вблизи озера Шарташ. Один из живописных и монументальных памятников природы в черте города Екатеринбурга. Их отличает матрацевидная форма, возникшая в результате действия ветра, воды, температуры. В высоту сами скалы достигают 12-ти метров, а вместе с земляным холмом, на котором расположены, возвышаются до 25 метров.
Ребята, мы прибыла с вами конечному пункту нашего путешествия («Каменные палатки») и нам пора возвращаться домой. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы
Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Делятся впечатлениями
Самостоятельная деятельность детей
Выражают собственные чувства Сформированы навыки предлагать собственный замысел и воплотить его
Развита способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее
Анализ
Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Какая достопримечательность города Екатеринбурга вам понравилась больше?
Ответы детей. Задает вопросы,
Побуждает к рефлексии
Вовлекает в самоанализ
Проявляет уважение к детским высказываниям
Самооценка, обобщают полученные знания Сформировано представление детей о достопримечательностях г. Екатеринбурга
Создание панно карты достопримечательностей г. Екатеринбурга,
Дети узнают знакомые места города
Открытость Ребята, где бы вы хотели побывать еще в г. Екатеринбурге?
Ответы детей.
Предлагаю вам нашу карту и дальше использовать в путешествие по городу Екатеринбургу, потому что в городе Екатеринбурге еще много очень интересных мест, в путешествие по которым мы отправимся с вам в другой раз.
Задает вопросы
Инициирует общее обсуждение
Согласовывает с детьми дальнейшие действия, выражает признательность
Предлагает место, где дети могли бы выставить панно на всеобщее обозрение Дети отвечают на вопросы Сформировано умение использовать полученную информацию в играх и в повседневной жизни