МААМ-картинки

Дошкольное детство-начальный этап формирования экологической культуры детей

Надежда Котромина
Дошкольное детство-начальный этап формирования экологической культуры детей
▼ Скачать + Заказать документы

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды. Развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у ребят эмоционально – нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию [4, с. 5].

Публикация «Дошкольное детство-начальный этап формирования экологической культуры детей» размещена в разделах

Работу над методической темой «Формирование экологической культуры дошкольников» начала с накопления и обработки теоретического материала.

Анализ методической литературы позволил выделить мне основные задачи моей работы:

• Развитие познавательного интереса к миру природы.

• Овладение навыками наблюдений за природными объектами.

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы).

Формирование системы элементарных экологических знаний.

• Знакомство с правилами безопасного поведения в природе, участие в природоохранной деятельности.

• Воспитание гуманного эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.

Принципы работы:

Экологическое образование дошкольников должно естественно входить в целостный образовательный процесс.

Формирование экологической культуры должно проходить с учётом принципа постепенного перехода от простого к сложному.

Отбор методов и приёмов, способствующих развитию познавательного интереса к природе.

Система педагогического воздействия направленная на экологическое развитие состоит из трё х блоков:

1 блок – непосредственно – образовательная деятельность. Обучающая функция принадлежит педагогу.

2 блок – совместная деятельность. Предполагает позицию равного партнёрства.

3 блок – самостоятельная деятельность. Самостоятельные действия с использованием накопленных знаний и опыта.

Основные необходимые компоненты для формирования экологической культуры дошкольников :

Создание экологически – развивающей среды в группе.

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Экологическое развитие через разные виды деятельности: игры, занятия, наблюдения, экспериментирование.

Активное участие родителей в экологическом образовании детей.

Поддерживание тесных связей с социумом.

В работе учитывала следующее:

- возрастные особенности детей;

- познавательные интересы;

- индивидуально – личностные особенности каждого ребёнка;

- уровень экологической воспитанности

Одним из важных условий решения поставленных задач является организация экологически-развивающей среды. Поэтому в группе создала предметно-развивающую среду для совместной и самостоятельной деятельности детей. Оформила центр природы, в нём размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Создан экспериментальный уголок для игр и опытов. Для продуктивных видов деятельности расположили природный материал, подобранный совместно детьми и родителями.

В группе создана предметно-развивающая среда, которая соответствует ряду условий:

Познавательного развития ребёнка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей экспериментирования с природным материалом; наблюдениями за живой и не живой природой);

Эстетического развития ребёнка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие красок и форм);

Оздоровление ребёнка (озеленение территории детского сада, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

Формирование нравственных качеств ребёнка (создание условий для каждодневного ухода за растениями);

Формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за растениями);

Экологизация различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в продуктивных видах деятельности).

Развитие экологического сознания невозможно без понимания ребёнком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Такая работа проводится в непосредственно образовательной деятельности, весь обучающий процесс построен в форме игры, она позволяет усилить интерес к исследовательской, познавательной деятельности. Использую в познавательном процессе современные методы и приёмы в зависимости от возраста детей и их индивидуальных способностей:

наблюдения за природой;

поисковая деятельность;

экологические беседы;

метод моделирования;

метод интеграции;

проектный метод.

Окружающая природа – источник не только ума, но и нравственных чувств ребёнка. Наблюдая природу, дети учатся видеть, понимать, ценить и оберегать её. Любое наблюдение требует: внимания, сосредоточенности, умственной активности. Поиску информации способствуют четкие вопросы педагога, поощрение стимулирует поиск информации.

В экологическом воспитании помогают не только наблюдения за природой и общение с ней, уход за её объектами, но и игра, творчество, музыка всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Разработанные комплексные и интегрированные занятия, включающие игру, изобразительную деятельность, музыку помогают детям выразить свои впечатления и закрепить полученные знания. Дети постепенно ощущают связь природы со своей жизнью с собой [3, с. 8].

Этапы проведения поисковой – познавательной деятельности усложняются от возраста к возрасту. В центре «Почемучка» провожу занимательные опыты, эксперименты, побуждающие детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. Эта работа используется как в совместной деятельности детей и взрослых, так и в самостоятельной, а также стимулирует их активность в процессе познания окружающего мира.

Исследовательскую деятельность сочетаем с рисованием, лепкой, аппликацией, сочинением сказок, играми экологической направленности. Параллельно с исследовательской деятельностью наши дети участвуют и в трудовой деятельности, которая включает в себя следующие направления:

уход за живыми объектами, изготовление кормушек,

участие в охранных мероприятиях: (изготовление предупреждающих знаков, табличек, плакатов,

в посадке цветов, деревьев совместно с родителями.

Все виды трудовой деятельности органично вписываются в процесс исследовательской работы.

Совместно с родителями реализованы творческие проекты: «Осенние хлопоты», «Зимняя сказка», «Наши питомцы», «Родной свой край люби и знай». Результатами проектов стали выставки совместных работ детей и родителей «Осенние фантазии», «Называем чудесами всё, что сделали мы сами», музыкальное развлечение «Красавица осень». Оформление стенгазеты «Осенняя пора», изготовление природоохранных плакатов «Ёлочка – зелёная иголочка». Участие в городских конкурсах поделок «Весёлое рождество» на базе детской библиотеки, создание рукописных книг: «Любознайка», «Наши питомцы», «Наш любимый, северный город» с рисунками, фотографиями сказками, стихами. Оформление презентации «Вместе – это интересно».

Опыт работы показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно – эмоционального отношения к сознательно – целенаправленной деятельности.

Проводимая совместно с родителями работа по формированию экологической культуры дошкольников дала свои результаты: дети учатся безопасному поведению в природе, проявляют гуманное отношение к её объектам, умеют сопереживать, радоваться, восхищаться красотой природы родного края. Учатся находить ответы на свои вопросы из различных источников. Понимают уникальную ценность для всех окружающей их природы.

Список литературы:

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом / З. Ф. Аксенова. – М. : СФЕРА, 2008. – 128 с.

2. Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение /Ю. Р. Васильев. — М. : Омега,1997, с. 145-157

3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина — М. : Сфера, 2004. – 148 с.

4. Николаева С. И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С. И. Николаева. — М. : Новая школа,1995. – 336 с.

5. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа» / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз-дидактика, 2005. – 245 с.

Публикации по теме:

Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе,.

Экологический проект «Экология детям» Материал к районному конкурсу «ДЕТСКИЙ САД ГОДА - 2013» Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольное детство-начальный этап формирования экологической культуры детей
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 23:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольное детство-начальный этап формирования экологической культуры детей» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Котромина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД