Надежда Котромина
Дошкольное детство-начальный этап формирования экологической культуры детей
▼ Скачать + Заказать документы
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды. Развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у ребят эмоционально – нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию [4, с. 5].
Публикация «Дошкольное детство-начальный этап формирования экологической культуры детей» размещена в разделах
Работу над методической темой «Формирование экологической культуры дошкольников» начала с накопления и обработки теоретического материала.
Анализ методической литературы позволил выделить мне основные задачи моей работы:
• Развитие познавательного интереса к миру природы.
• Овладение навыками наблюдений за природными объектами.
• Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы).
• Формирование системы элементарных экологических знаний.
• Знакомство с правилами безопасного поведения в природе, участие в природоохранной деятельности.
• Воспитание гуманного эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Принципы работы:
Экологическое образование дошкольников должно естественно входить в целостный образовательный процесс.
Формирование экологической культуры должно проходить с учётом принципа постепенного перехода от простого к сложному.
Отбор методов и приёмов, способствующих развитию познавательного интереса к природе.
Система педагогического воздействия направленная на экологическое развитие состоит из трё х блоков:
1 блок – непосредственно – образовательная деятельность. Обучающая функция принадлежит педагогу.
2 блок – совместная деятельность. Предполагает позицию равного партнёрства.
3 блок – самостоятельная деятельность. Самостоятельные действия с использованием накопленных знаний и опыта.
Основные необходимые компоненты для формирования экологической культуры дошкольников :
Создание экологически – развивающей среды в группе.
Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
Экологическое развитие через разные виды деятельности: игры, занятия, наблюдения, экспериментирование.
Активное участие родителей в экологическом образовании детей.
Поддерживание тесных связей с социумом.
В работе учитывала следующее:
- возрастные особенности детей;
- познавательные интересы;
- индивидуально – личностные особенности каждого ребёнка;
- уровень экологической воспитанности
Одним из важных условий решения поставленных задач является организация экологически-развивающей среды. Поэтому в группе создала предметно-развивающую среду для совместной и самостоятельной деятельности детей. Оформила центр природы, в нём размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Создан экспериментальный уголок для игр и опытов. Для продуктивных видов деятельности расположили природный материал, подобранный совместно детьми и родителями.
В группе создана предметно-развивающая среда, которая соответствует ряду условий:
Познавательного развития ребёнка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей экспериментирования с природным материалом; наблюдениями за живой и не живой природой);
Эстетического развития ребёнка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие красок и форм);
Оздоровление ребёнка (озеленение территории детского сада, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
Формирование нравственных качеств ребёнка (создание условий для каждодневного ухода за растениями);
Формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за растениями);
Экологизация различных видов деятельности (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в продуктивных видах деятельности).
Развитие экологического сознания невозможно без понимания ребёнком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Такая работа проводится в непосредственно образовательной деятельности, весь обучающий процесс построен в форме игры, она позволяет усилить интерес к исследовательской, познавательной деятельности. Использую в познавательном процессе современные методы и приёмы в зависимости от возраста детей и их индивидуальных способностей:
наблюдения за природой;
поисковая деятельность;
экологические беседы;
метод моделирования;
метод интеграции;
проектный метод.
Окружающая природа – источник не только ума, но и нравственных чувств ребёнка. Наблюдая природу, дети учатся видеть, понимать, ценить и оберегать её. Любое наблюдение требует: внимания, сосредоточенности, умственной активности. Поиску информации способствуют четкие вопросы педагога, поощрение стимулирует поиск информации.
В экологическом воспитании помогают не только наблюдения за природой и общение с ней, уход за её объектами, но и игра, творчество, музыка всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Разработанные комплексные и интегрированные занятия, включающие игру, изобразительную деятельность, музыку помогают детям выразить свои впечатления и закрепить полученные знания. Дети постепенно ощущают связь природы со своей жизнью с собой [3, с. 8].
Этапы проведения поисковой – познавательной деятельности усложняются от возраста к возрасту. В центре «Почемучка» провожу занимательные опыты, эксперименты, побуждающие детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества. Эта работа используется как в совместной деятельности детей и взрослых, так и в самостоятельной, а также стимулирует их активность в процессе познания окружающего мира.
Исследовательскую деятельность сочетаем с рисованием, лепкой, аппликацией, сочинением сказок, играми экологической направленности. Параллельно с исследовательской деятельностью наши дети участвуют и в трудовой деятельности, которая включает в себя следующие направления:
уход за живыми объектами, изготовление кормушек,
участие в охранных мероприятиях: (изготовление предупреждающих знаков, табличек, плакатов,
в посадке цветов, деревьев совместно с родителями.
Все виды трудовой деятельности органично вписываются в процесс исследовательской работы.
Совместно с родителями реализованы творческие проекты: «Осенние хлопоты», «Зимняя сказка», «Наши питомцы», «Родной свой край люби и знай». Результатами проектов стали выставки совместных работ детей и родителей «Осенние фантазии», «Называем чудесами всё, что сделали мы сами», музыкальное развлечение «Красавица осень». Оформление стенгазеты «Осенняя пора», изготовление природоохранных плакатов «Ёлочка – зелёная иголочка». Участие в городских конкурсах поделок «Весёлое рождество» на базе детской библиотеки, создание рукописных книг: «Любознайка», «Наши питомцы», «Наш любимый, северный город» с рисунками, фотографиями сказками, стихами. Оформление презентации «Вместе – это интересно».
Опыт работы показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно – эмоционального отношения к сознательно – целенаправленной деятельности.
Проводимая совместно с родителями работа по формированию экологической культуры дошкольников дала свои результаты: дети учатся безопасному поведению в природе, проявляют гуманное отношение к её объектам, умеют сопереживать, радоваться, восхищаться красотой природы родного края. Учатся находить ответы на свои вопросы из различных источников. Понимают уникальную ценность для всех окружающей их природы.
Список литературы:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом / З. Ф. Аксенова. – М. : СФЕРА, 2008. – 128 с.
2. Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение /Ю. Р. Васильев. — М. : Омега,1997, с. 145-157
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина — М. : Сфера, 2004. – 148 с.
4. Николаева С. И. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С. И. Николаева. — М. : Новая школа,1995. – 336 с.
5. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа» / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз-дидактика, 2005. – 245 с.