Балбашева Ульяна
Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
▼ Скачать + Заказать документы
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь познавать новое. Современная школа осуществляет работу с уч-ся на основе:
• уважения личного достоинства каждого воспитанника, его индивидуальных жизненных целей, запросов и интересов;
• ориентируется не только на подготовку к будущей жизни, но и на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа в соответствии с его психофизиологическими особенностями.
Публикация «Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки» размещена в разделах
Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».
Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на схеме.
Ряд авторов (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына) связывают понятие индивидуального образовательного маршрута с понятием «образовательная программа», позволяющим овладеть определенным уровнем образованности. Если траектория «след», то маршрут — план этого «следа», заданные координаты начального и конечного значения характеристик. Индивидуальная образовательная траектория предполагает обязательное наличие индивидуальной образовательной программы. В общем случае маршрут предполагает рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования, самооткрытие школьником новых возможностей в формах, приемах деятельности.
В зависимости от выбранного подхода реализации индивидуального образовательного маршрута могут быть достигнуты различные цели: компенсация учебных трудностей; расширение сферы знаний применительно к определенной учебной дисциплине.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г. А. Бордовский, С. А. Вдовина, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская и др., обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.
Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Принципы проектирования ИОМ (Т. Н. Князева) :
• Принцип систематической диагностики
• дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий
• контроля и корректировки
• систематичности наблюдений
• Принцип пошаговой фиксации
Обязанности учителя, обеспечивающего индивидуальный образовательный маршрут:
o Оценка готовности ребёнка к переходу на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
o Выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута.
o Корректировка образовательного маршрута.
o Контакты с родителями ученика.
o Подведение результатов.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
1. Исследования обучающихся, анализ состояния:
• диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
• дифференциация обучающихся;
1. Постановка, совместно с обучающимся, цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.
2. Отбор содержания образовательного маршрута
3. Определение модели образовательного процесса
4. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
5. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
6. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
7. Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции при использовании индивидуальных - образовательных маршрутов или траекторий.
Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Разрабатывается:
• для слабого ученика,
• для сильного ученика. Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха. Индивидуальный образовательный маршрут может быть
• коротким
• длинным
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности учащихся:
- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного, через индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, работа проверяется и оценивается.
-групповые занятия. У детей обучающихся по индивидуальному маршруту одна проблема. Учитель объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Для сильного ученика. Например. Ученица переходит с обучением УМК "Школы России" на УМК"Начальная школа 21 века". Учитель дает задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова".Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает. Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который составляет и заполняет учитель.
4 вариативных образовательных маршрута:
1 для учащихся с опережающими темпами развития;
2 для учащихся с ослабленным здоровьем;
3 для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;
4 для одаренных учащихся с различными специальными способностями. коррекционной работы.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
№ Дата Тема занятия Форма организации деятельности ученика Домашнее задание Примечание
Перспективы, открывающиеся перед учащимися:
-уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;
-даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
-формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;
-формируется правильная самооценка.
Перспективы, открывающиеся перед родителем:
-принимает активное участие в образовательном процессе;
-даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);
-повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка.
Перспективы, открывающиеся перед педагогом :
-освобождается время для других форм уроков;
-осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
- появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.
Реализация технологии дает положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности. По результатам анкетирования, комплексной диагностики, неформальные показатели – сочинения, творческие работы, участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах учащихся показывают существенное продвижение в уровне развития.
Я считаю, что внедрение в практику технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается на учебном процессе и развитии личности учащегося. Поэтому образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной, активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию.