Ирина Чалкова
Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выборасвоего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всейжизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Публикация «Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей» размещена в разделах
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитиемчеловека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессиональногоразвития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которойбудет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а такжеположительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразнымипредставлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проигратьдействия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь нанаблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которуюможно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций изжизни, историй.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возрастаявляются составляющимиранней профориентации, целью которой являетсядопрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана :
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
-сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребе<нок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, консультирование – помощь в разрешении проблем.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются :
-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно – пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.